Проблемы совершенствования бизнес-процессов
Стремительные изменения, происходящие в экономике, разрушают привычно стабильную внешнюю среду организаций.
В новых условиях хозяйствования предприятия вынуждены постоянно приспосабливаться к быстро меняющимся правилам ведения бизнеса, для того чтобы удержать свои рыночные позиции и проти востоять стремительно возрастающей конкуренции. К числу новых правил успешного ведения бизнеса относится и постоянное совершенствование системы управления предприятием.
В силу жесткой конкуренции и динамичной внешней среды предприятия вынуждены постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы. Рассмотрим основные способы улучшения бизнес процессов.
Автоматизация бизнес-процессов (business process automation, В РА) предполагает применение информационных технологий, для того чтобы сделать существующие бизнес-процессы более эффективными. В ходе автоматизации бизнес-процессы обычно остаются неизменными, но сам поток работ, выполняемый ранее «вручную», частично или полностью переносится на компьютер.
Сокращение затрат (cost reduction) — метод, в ходе которого принято анализировать существующие процессы с целью обнаруже ния устранимых видов затрат, оставляя при этом неизменным традиционный способ выполнения бизнес процесса.
Непрерывное улучшение процессов (continuous process improve ment, CPI) предполагает долгосрочное и постепенное повышение эффективности бизнес-процессов. Подобный подход к совершенствова нию бизнес процессов широко распространен в Японии и других странах Тихоокеанского региона.
Следующие два метода совершенствования бизнес-процессов основаны на предложении важности качества в широком смысле слова для успеха предприятия на рынке — улучшение качества (quality improvement, QI) и всеобщее управление качеством (total quality
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
management, TQM). И «улучшение качества», и «всеобщее управление качеством» пытаются добиться качества через улучшение сущест вующих бизнес-процессов, продолжая традиции «непрерывного улучшения процессов».
Реинжиниринг бизнес процессов (business process reengineering, BPR) — новый подход к улучшению бизнес процессов, появившийся в начале 90-х годов. BPR изменяет сам способ выполнения бизнес-процесса, делая его более эффективным. Одним из возможных следствий этого может стать сокращение затрат, другими возможны ми следствиями могут быть повышение производительности, улучшение качества, снижение количество ошибок, потерь или брака, сокращение численности занятого персонала, повышение уровня удовлетворенности потребителей.
Информационные технологии (ИТ) предоставляют инструменты и играют четыре важнейших роли в проектах улучшения бизнес процессов.
/. ИТ как основа для построения новых процессов.
Информационные технологии делают возможными новые процес сы, помогают построить инновационные бизнес-процессы, которые нельзя построить иначе. Внедрение новейших информационных тех нологий позволяет упростить существующие бизнес-процессы, повы сить их эффективность либо заменить их принципиально новыми бизнес-процессами. Например, широкое распространение электронной почты кардинально изменило многие процессы в отделах снабжения, маркетинга и сбыта, сделав коммуникации с поставщиками и заказчиками более простыми и надежными. Одновременно с этим электронная почта заняла важное место в процессах доставки информации и принятия решений, потеснив традиционную почту, факсимильную и даже телефонную связь.
2. ИТ как средство управления проектами.
Инструменты информационных технологий помогают содействовать управлению проектами совершенствования бизнес-процессов, анализировать существующие и определять новые процессы. Сущест вующие в этой области программные средства можно условно разде лить на две категории. К первой категории относятся программные средства, позволяющие управлять любыми проектами. К таким про дуктам относится, например, Microsoft Project. Базирующийся на принципах сетевого планирования и управления продукт позволяет детально планировать и управлять по ходу выполнения проекта все ми имеющимися в наличии задачами и ресурсами, позволяя не выйти за рамки намеченного срока и запланированного бюджета. Ко второй категории относятся такие специфические для проектов реинжиниринга бизнес-процессов средства как система ReThink, позволяющие моделировать существующие бизнес-процессы предприятия, а затем на основе анализа модели «что если» рассматривать варианты воз можных бизнес-процессов и выбирать оптимальный вариант.
3. ИТ как средство электронных коммуникаций.
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
Информационные технологии сближают людей, связывая их электронным способом и позволяя плодотворно работать, не видя друг друга. В настоящее время существует огромное количество широко распространенных коммуникационных технологий, среди которых локальные вычислительные сети, удаленный доступ через модем, теле фонная, факсимильная, пейджерная, сотовая и спутниковая связь, и всемирная сеть Интернет, которая сама по себе представляет целый спектр мощных коммуникационных технологий. Одной из последних информационных технологий из палитры Интернет является компьютерная телефония, обеспечивающая практически такое же качество соединения, как и обычная телефонная связь.
4. ИТ как средство построения корпоративных информационных систем (КИС).
Информационные технологии помогают связать воедино различные направления бизнеса, объединяя их на основе единой корпора тивной информационной системы. Множество компаний производителей программного обеспечения, такие как SAP, IBM, BAAN, предла гают интегрированные программные решения в области КИС. Например, информационная система R/3 компании SAP содержит несколько десятков модулей, охватывающих практически все виды деятельности крупной корпорации. Такое комплексное применение новейших информационных технологий позволяет сделать огромный рывок в эффективности функционирования предприятия в целом.