Класс __дата _
Список методик для мониторинга личностных УУД
- «Лесенка» (1- 4 класс).
- Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
( 3 - 4 класс.)
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
- «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Диагностические методики
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какуюступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
МЕТОД ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(Н. Лускановой)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
а) нравится
б) не очень
в) не нравится
АНАЛИЗ АНКЕТЫ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ
№ вопроса | Ответы А | Ответы Б | Ответы В |
25 – 30 баллов – высокий уровень школьной
мотивации
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация
14 – 19 баллов – положительное отношение к школе
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе
5 основных уровней школьной мотивации.
- 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.__________________
Класс____________________Дата_____
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.