Что понимается под открытой организационной системой?

Сегмент 1. 2. Уровень мышления об управлении в 80-е годы (2)

В 60-70-е годы начался процесс интеграции концепций школ “научного управления” и “человеческих отношений”. Это было отчасти результатом постепенного осознания того факта, что принципы первой школы в наибольшей степени подходят для одних типов организаций, в то время как другим типам организационных структур соответствуют концепции второй школы. Сформировавшаяся в результате школа “социальных систем” отличается большей эклектичностью. Основатели этой школы утверждают, что их теоретический подход применим ко всем живым системам (любым биологическим и социальным системам), являясь, т.о., общей теорией систем. Ее представители трактуют организацию как систему взаимосвязанных элементов, а в качестве ключевого фактора достижения максимальной эффективности рассматривают их согласованное функционирование.

В отличие от своих предшественниц, выросших в основном из практического опыта и эмпирических исследований, школа “социальных систем”имела теоретическую базу -общую теорию систем. Это единственная теория, оказавшая наибольшее влияние на современную научную мысль, особенно в области общественных наук. Ключевая роль в этом принадлежит философу и экономисту К.Боулдингу.

Теоретики этой школы рассматривают любую систему как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных частей. Существенным элементом любой системы являются коммуникации, связывающие части системы или подсистемы, и способствующие их взаимозависимости. Общая теория систем была определена как “наука о целостности”. Центральным моментом школы “социальных систем” является утверждение о том, что целое больше суммы составляющих его частей.

Системный подход к исследованию организации базируется на допущении о том, что организация есть система, состоящая из групп определенных элементов, имеющих ограниченные цели. Общая цель организации заключается в достижении оптимального уровня эффективности всей системы в целом. Более важным, чем достижение максимальной эффективности отдельных частей, является достижение наиболее эффективного функционирования всей организации.

Проблема использования системного подхода состоит именно в том, что его трудно применять в реальных условиях. Школа “социальных систем” особенно большое внимание уделяет открытым системам, поскольку большинство организаций являются относительно открытыми. Что подразумевается под открытой и закрытой системами?

Закрытая система полностью изолирована от внешней среды, т.е. не обменивается с ней информацией и энергией. Не получая таким образом, вещества и энергии от внешних источников, закрытая система движется к дезорганизации или исчезновению.

Открытая система непрерывно обменивается информацией с внешней средой. Она получает информацию извне, преобразует или перерабатывает это “сырье” и выдает конечный продукт опять во внешнюю среду. Если такую систему закрыть, она в конце концов разрушится и погибнет. Считается, что человек является открытой системой. Большинство человеческих коммуникационных систем является также открытыми.

Социальные организации действительно открытые системы. Это проявляется в том, что заимствование энергии извне и дальнейшее преобразование выходов в энергетические входы происходит в процессе взаимодействия организации с внешней средой.

Открытость системы предполагает, что быстрые изменения внешней среды приводят к соответствующим быстрым изменениям в самой организации. Организация связана с внешней средой входами и выходами. Организация поэтому рассматривается как непрерывно изменяющаяся система, открытость которой определяется интенсивностью обмена информацией с внешней средой.

Любая организация представляет собой систему, состоящую из подсистем, каждая из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими подсистемами.

Организация получает информацию, вещество и энергию из внешней среды и после их переработки выдает результат вовне. Т.о., изменения во внешней среде непрерывно воздействуют на организацию, и она постоянно приспосабливается к изменениям внешней среды. И наоборот, изменения внутри организации оказывают непрерывное воздействие на внешнюю среду.

Системный подход концентрирует таким образом, внимание на взаимосвязях и взаимообмене организации и внешней среды, в отличие от школ “научного управления” и “человеческих отношений”, которые рассматривали организацию как изолированный организм и искали объяснение организационного поведения внутри самой организации. Школа “социальных систем” принимает во внимание и внешнюю среду организации.

“Технологическое направление”.Примерно в этот же период, когда американские ученые работали над применением концепции открытых систем в теории организации, в

Англии развивалось родственное направление теории организации, которое возглавила Дж.Вудворт. Этот подход в качестве определяющего параметра организации выделял так называемую “технологию” – характер технологического процесса организации (не путать с техникой и оборудованием!).

В зависимости от типов производственного процесса определилась классификация “технологий”: единичное или мелкосерийное производство (пошив платья на заказ, например), массовое или крупносерийное (типа сборочных автомобильных заводов), непрерывный поточный процесс (химическое производство, например). Выяснилось, что предприятия, где бы они ни находились, кто бы ими не управлял, если они относились к одному технологическому типу, то имели сходные организационные структуры. Технологический подход также подчеркивал взаимосвязь подсистем организационной системы.

Результаты исследований Вудворд позволили понять то обстоятельство, что не существует наилучшей структуры какой-либо организации, поскольку организационная структура должна соответствовать ее “технологии”, ее внешней среде и целям. Эта концепция была названа “ситуационный подход”в теории организации. Существует огромное разнообразие организаций, и ни один из подходов в теории организации не может быть универсальным.

Представители системной школы признают необходимость изучения взаимодействия подсистем в организации и отводят коммуникациям ключевую роль в анализе и понимании организации как социальной системы. Соответственно, центральное место в теории систем занимает теория коммуникаций и информации.

Принципы “научного управления” все еще могут применяться в военных организациях, на сборочных конвейерных производствах и в управлении организациями с иерархической структурой (например, церковь).

Принципы школы “человеческих отношений” более применим к организациям такого типа, где на низшем уровне работает большое число высококвалифицированных специалистов с высшим образованием (школы, университеты, исследовательские и проектные организации).

Принципы “системной школы” ложатся в основу теоретического анализа организаций любого типа.

Контрольные вопросы Сегмент 1.2

1 В основе школы “социальных систем” лежит:

5Общая теория систем;

4Теоретическая база;

3Методы аналогий живых систем;

2Большой опыт экспериментов.

2 Школа “социальных систем” рассматривает любую систему как:

5Совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных частей;

4Систему коммуникаций;

3Связь подсистем;

2Изолированное целое;

2Часть целого.

Что понимается под открытой организационной системой?

5Открытая система непрерывно обменивается информацией, веществом и энергией с
внешней средой;

3Открытая система открыта внешнему миру;

3Открытая система имеет вход и выход;

2Открытая система обменивается информацией открыто внутри системы; 2Открытая система не получает энергии от внешних источников.

1 Основоположник “Технологического направления”

5Дж. Вудворт, 1958 г. Англия;

4Дж. Вудворт, 1958 г ,США;

2Т.Парсонс, социолог, США.

3 Классификация “технологии” выделила группы:

5Типы производственных процессов;

4Типы технологий;
3Типы производств;

2Типы оборудования.

3 В создании теории систем центральное место занимает:

5Теория коммуникаций и информации;

4Теория коммуникаций;
3Информация;

2Теория личности

Наши рекомендации