Иерархия целей. Управление по целям

Организационные уровни целей:

1. Главная – заявление о миссии ,

2. Стратегические цели (для всей организации - ведущие менеджеры высшего звена),

3. Тактические цели (для основных подразделений – менеджеры среднего звена),

4. Операционные цели (для отделов и работников – менеджеры низшего звена).

Цели бывают количественными и качественными

26. Прогнозирование как составная часть планирования.

На основе прогнозов (прогнозирования) осуществляется планирование (план). Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей,приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является кон­кретность показателей, их определенность по времени и ко­личественно. План - это документ, который содержит систему показате­лей и комплекс различных мероприятий по решению социаль­но-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполне­ния. Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех критических аспектов будущего. В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие:прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неоп­ределенност или случайности; объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хо­зяйственной системы и внешней среды;прогнозирование в большей степени ориентировано на исследова­ние развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный ха­рактер; прогнозирование носит информационный, консультативный харак­тер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование но­сит директивный характер; при прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностьюиспользуются более общие расчетные или экспертные нормы.Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планиро­вания, так как включает не только показатели деятельности хозяйствую­щего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся парамет­ры внешней среды. Прогнозирование соотносится с более широким понятием - предвидением. Предвидение опережает отражение действи­тельности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и арак­тера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

27. Стратегическое планирование, выбор стратегии развития предприятия. Опыт разработки стратегий в зарубежных фирмах.

Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации. Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности: Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации. Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями. Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации. Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.

Выбор стратегии - центральный момент cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния. Обычно opгaнизaция выбиpaeт cтpaтeгию из нecкoлькиx aльтepнaтивныx вapиaнтoв. Пpoцecc выбора cтpaтeгии cocтoит из этaпoв paзpaбoтки, дoвoдки и aнaлизa (oцeнки). На пpaктикe эти этапы тpyднo paздeлить, так как они пpeдcтaвляют coбoй paзныe ypoвни oднoгo пpoцecca aнaлизa, но иcпoльзyют paзныe мeтoды.
На этапе разработки формулируются cтpaтeгии, пoзвoляющиe дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй. Главной зaдaчeй дaннoгo этaпa являeтcя paзpaбoткa вoзмoжнo бoльшeгo чиcлa aльтepнaтивныx cтpaтeгий, пoзвoляющиx дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй. Слeдyющий этап выpaбoтки cтpaтeгии зaключaeтcя в дoвoдкe oбщeй cтpaтeгии до ypoвня ee aдeквaтнocти целям paзвития opгaнизaции во вceм иx мнoгooбpaзии. Рeшaющим мoмeнтoм выбopa cтpaтeгии paзвития являeтcя aнaлиз и oцeнкa aльтepнaтивныx вapиaнтoв. Зaдaчa oцeнки зaключaeтcя в выбope тaкoй cтpaтeгии, кoтopaя oбecпeчивaлa бы мaкcимaльнyю эффeктивнocть дeятeльнocти фирмы в бyдyщeм для дocтижeния ee глaвныx цeлeй. Знaчимocть выбopa oпpeдeляeтcя тем, что выбpaннaя cтpaтeгия на длитeльнoe вpeмя oгpaничивaeт cвoбoдy дeйcтвий pyкoвoдcтвa и oкaзывaeт глyбoкoe влияние на вce пpинимaeмыe им peшeния. При этом должны пpинимaтьcя во внимaниe мнoгoчиcлeнныe фaктopы: pиcк, опыт пpoшлыx cтpaтeгий, влияние влaдeльцeв акций, фaктop вpeмeни и т.п. Существует несколько методических подходов, позволяющих оценить стратегические альтернативы развития фирмы. Они могут использоваться локально или в определенной комбинации, в зависимости от поставленной задачи.

28. Текущее планирование. Направления и ориентиры текущих планов

Основной особенностью текущего планирования является его оперативность, т.е. обеспечение готовности к быстрой реакции на небольшие изменения. Фактически, текущее планирование - это планирование замещения выбытия трудовых ресурсов.

Этапы текущего планирования:

Сводка контрольных показателей. Такая информация поможет высшему руководству фирмы быстро понять основную направленность плана маркетинга.

В разделе "Текущая маркетинговая ситуация" описываются сегменты рынка, приводятся основные товары, перечисляются конкуренты и указываются каналы распределения.

В разделе "Опасности и возможности" перечисляются все опасности и возможности, которые могут возникнуть перед товаром.

Перечень задач и проблем формируется в виде конкретных целей. Чтобы добиться этих целей, разрабатывается стратегия маркетинга. Каждую стратегию нужно обосновать и уточнить, каким образом она учитывает вышеизложенные опасности и возможности.

Стратегия маркетинга - рациональное логическое построение, руководствуясь которым фирма рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на котором фирма сосредоточит свои основные усилия. После разработки стратегии маркетинга, разрабатывается детальная программа мероприятий по производству и реализации товара с закреплением ответственных исполнителей, установлением сроков и определением затрат. Эта программа позволит составить бюджет на текущий год.

Бюджеты содержит 3 основных графы: поступление, расход, прибыль.

Порядок контроля: Здесь излагается порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного плана. Обычно цели и бюджетные ассигнования расписывают по месяцам или кварталам. Это значит, что высшее руководство фирмы может оценивать результаты, достигнутые в конкретные отрезки времени и выявлять производства, не сумевшие добиться поставленных показателей.

Наши рекомендации