Власть как основа лидерства

Власть исследовалась в XX веке преимущественно социоло­гами, политиками и философами. В контексте лидерства и ме­неджмента ученые избегали этой проблемы. Тем не менее, каж­дая организация может быть рассмотрена как система власти. Без власти не могут взаимодействовать элементы лидерства.

В практическом менеджменте власть часто ассоциируется с правами и полномочиями, но власть — это реальная возмож­ность их использовать, это способность и возможность влиять на людей независимо от их согласия. Власть конкретизирована ее носителем и обстоятельствами, поэтому она имеет относитель­ный характер. Обладающий большой властью менеджер теряет ее, садясь в кресло дантиста.

Власть имеет различные источники:

— должность или полномочия;

— личность или авторитет;

— культура или менталитет;

— внешние источники.

Власть на основе должности носит формальный характер и зависит от положения должности по отношению к целям орга­низации, от заменимости должности. На силу этой власти влияет то, насколько должность представляет свободу маневра или ка­кова область принятия решений. Власть личности основана на ее авторитете и взаимном признании личностей. В основе автори­тета находится «настройка» качеств человека на решаемые им за­дачи и характеристика соответствующей ситуации, а также при­знание этих качеств другими людьми, которые причастны к ре­шаемым задачам.

Более загадочным и менее структурированным источником власти является корпоративная культура. Она развивается на осно­ве межличностных, часто неформальных коммуникаций, благодаря устному общению, общности целей и на основе фирменного стиля лидерства. Влияние культуры на власть имеет тонкие формы, оно основано на этике бизнеса и общепринятых ценностях.

Внешние источники власти возникают в результате деятель­ности законодательных и исполнительных органов государства. К таким источникам можно отнести и поставки материалов, сырья, полуфабрикатов (например, текстильная промышленность зависит от поставок шерсти и хлопка).

Власть имеет границы. Концентрации власти ставятся барьеры. Объем власти в одних руках ограничивается:

— должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами;

— границами самой организации;

— возможностью унизить находящихся у власти — обычно не уважают тех, кто обладает властью, но продолжают покорно следовать их распоряжениям;

— временем и силами;

— границами признания власти последователями лидера или другими людьми[1].

Самую значительную власть заключают в себе те лидеры, которые успешно согласовывают цели сотрудников с целями группы, а цели группы — с целями организации.

Наука о власти называется краталогией. Для нее характерно многообразие концепций власти.

Поведенческая концепция: власть определяется через отношения между социальными группами, которые позволяют одной группе изменять поведение другой. Власть здесь выступает как средство регулирования поведения в обществе или организации.

Функциональная концепция: власть определяется через способность группы аккумулировать интересы организации и влиять на процессы в пользу всей организации. Власть здесь выступает как система ресурсов, реализация которых направлена на достижение общих целей.

Социально-философская концепция: власть представляется; особым видом деятельности, который реализуется силами воздействия на сознание через формирование общественного мнения. Общественное мнение — основная сила, из которой возникает господство. Когда мнения противоположны, общество расколото, такая власть не складывается, тогда власть порождается грубой силой. Однако истинная власть есть проявление духовной силы.

Концепция О. Тоффлера: власть определяется силой, богатст­вом и знаниями, которые связаны в единую систему. Сила есть инструмент принуждения, негативное средство. Она лишена гибкости, функционально ограничена. Качество власти обес­печивается материальным богатством. Но оно дает как поло­жительные, так и негативные средства (инструменты) власти. Высший уровень качества власти обеспечивается знаниями, ин­формацией. В современном управлении они подчинили силу и богатство. Власть силы изживает себя, так как есть деньги. Это более современный, чем силовое давление, инструмент, а пре­восходство капитала, денег возможно лишь до появления и раз­вития информационных технологий, реальную власть при кото­рых дает контроль над информацией.

Господствующая система взглядов на власть определяется требованиями доминирующего стиля лидерства. Власть основана, прежде всего, на тех элементах, на тех знаниях и той информа­ции, которые наиболее значимы для доминирующего успешного стиля лидерства успешно действующих компаний.

Существуют три базовых типа власти,каждый из которых имеет свои источники.

Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.

Экономическая власть: ее источником является имуществен­ное неравенство, отношения собственности.

Духовная власть: источник — культурное неравенство.

Базовые типы при своем взаимодействии порождают на практике вторичные типы власти. Так, например, взаимодейст­вие экономической и статусной власти дает вторичный, админи­стративный тип власти, то есть власть чиновников над граждана­ми, власть руководителей над сотрудниками.

Рассмотрим, как используется власть в рамках эффективно­го лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последовате­лей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возмож­ность ее использования обратно пропорциональна уровню, за­нимаемому лидером в организации.

Власть примера является во многих случаях причиной при­знания и последующего обожания лидера последователями.

Харизма. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, но для этого лидеру необходимо найти своих обожателей, а не наоборот. Право на власть приобретается лиде­ром в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации связана с умением лидера обобщать на своем уровне разные информационные потоки.

Все большее значение приобретает власть общения, «связей», реализуемая, в частности, путем создания так называемых сете­вых структур, способствующих поддерживанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста на ос­нове неформальных коммуникаций организации.

Принятие решений — источник власти лидера на этапе по­следнего слова, которого, как правило, ждут от него последова­тели. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех этапах принятия решений, а также высо­кий уровень решительности у самого лидера.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных типов и источников власти.

Власть как основа лидерства проявляется через влияние. Более того, сам термин власть обозначает, прежде всего, то влияние, которое включает не только экономическую сферу и рыночную конкуренцию. Восприятие власти имеет различные углы и позиции. Реальное поведение претендента на роль лидера должно быть обусловлено многими аспектами власти, о которых уже было сказано в этом параграфе. Властные взаимосвязи имеют в каждой группе определенную сеть. Они окутывают всю организацию не только иерархическими ветвями, но и теми невидимыми и не обозначенными формальными процедурами нитями, которые создают сеть неформальных коммуникаций. Можно говорить о микровласти, которая опирается на игру временных сил. Формальная микровласть обуславливается выполнением определенных поручений, заданий, проектов, программ.

Концепция микровласти исходит из того, что разумными лидерами в организации являются не только ее стратеги, высшие менеджеры. Таким лидером на время может стать каждый сотрудник из числа послушных и лояльных исполнителей решений, если ему делегированы необходимые полномочия и поставлены определенные задачи. Понятие микровласти включает взаимоотношения между сотрудниками внутри группы и группами (подразделениями) внутри организации (предприятия).

Макровласть характеризует взаимосвязи организации и ее внешней среды. Она имеет дело с поставщиками, клиентами и конкурентами, инвесторами и чиновниками, профсоюзами, не говоря уже о покупателях и рынке рабочей силы. Стратегия макровласти опирается на умение использовать внешние силы на благо организации, а также на желание удовлетворять потребность внешних участников деловых отношений.

Мы изучаем в этой книге прежде всего хозяйственное лидерство на основе использования микровласти, лидерство в группе, командное лидерство. Тем не менее обозначим те стратегии, которые могут использовать топ-менеджеры в рамках реализации макровласти.

Во-первых, предприятие может настраивать интересы одних против других. Например, требование авиадиспетчеров повысить заплату может быть противопоставимо требованиям пассажиров обеспечить качество обслуживания. Каждое предприятие имеет более конкретные примеры.

Во-вторых, предприятие может активно использовать стратегию регулирования информационных потоков. Такая стратегия позволяет управлять знаниями, манипулировать ожиданиями, влиять на будущее, а также на результат работы сегодняшнего дня. Оптимальное использование этой стратегии состоит в том, чтобы каждая группа чувствовала: она получает максимум из того, что возможно. Однако если окажется, что, например, собственники на самом деле тайно получают прибыль и обманывают наемных работников, то возможны увольнения квалифицированных специалистов, взрывы возмущений, и говорить о лидерстве здесь не приходится.

В-третьих, речь идет о стратегии решения каждой проблемы в отдельности по мере ее возникновения. Такая стратегия лидерства на практике встречается очень часто, но она не практична для динамичной информационной экономики. Вместо того, чтобы справится с проблемами решительными комплексными действиями, вначале решаются финансовые проблемы, затем укрепляются основные фонды, качество продукции или рыночные позиции. На самом деле эти проблемы взаимообусловлены и последовательное преодоление барьера за барьером порождает только новые барьеры.

В-четвертых, весьма смелой является стратегия диверсификации, которая приемлема для уверенных в себе топ-менеджеров. Такая стратегия лидерства опирается на силу знаний рынка.

Она предполагает переход на совершенно порой не свойственные технологии. Например, вместо выпуска бетономешалок одна немецкая фирма перешла на производство программных продуктов для обеспечения работы диспетчерских служб, строящихся в Китае международных аэропортов. Такое стратегическое маневрирование опирается на разветвленную структуру власти и все ее компоненты. В этом случае оказываются задействованы все элементы лидерства.

Элементы лидерства

В структуру лидерства входят пять основных элементов:

1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

2) последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;

3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пыта­ются решить;

4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

5) группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.

Взаимодействие элементов составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс лидерства. Огромное количество произведений искусства создается на основе всего лишь семи нот или семи цветов радуги. Лидерство — это тоже искусство, но его элементы весьма специфичны.

Лидер. Это первый участник процесса лидерства. Лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его сре­ди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается дос­тичь, а затем удерживать лидирующее положение.

Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время явля­ется лидером. Все многообразие потребностей человека не замы­кается его профессиональной деятельностью. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональ­ные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и через него — в необходимость лидерства в определенных сфе­рах, обстоятельствах или группе людей. Стремление к лидерству выходит за рамки профессии. С другой стороны, профессио­нальное обучение является наиболее надежным фундаментом лидерства.

Если вы повышаете свою квалификацию, то уже тем самым потенциально готовитесь к карьере менеджера или заявляете о своих претензиях на профессиональное лидерство. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека вос­принимается как незначительная. Лидером можно считать толь­ко того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и на­ходился в ней достаточно долгое время.

Статус лидерства определяется самой группой, а не навязы­вается кем-то извне. Это относится к неформальному лидерству. Извне происходит власть начальника, члены группы принимают ее под угрозой наказания. Радость достижения общей цели раз­деляется только с тем, кого группа признает своим лидером. По­этому в управлении персоналом актуальной остается задача обос­нования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.

Последователи.Без последователей нет лидерства. Но без лидера последователи представляют собой просто некую сово­купность людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаи­модействии выделяется лидер. Без лидера нет последователей. Кто из них первичнее — это вопрос о курице и яйце. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного чело­века, который занимает лидирующее положение. Но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принад­лежность к данной группе. Если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в командных спортивных со­ревнованиях. Это происходит потому, что сила влияния последо­вателе на лидера бывает соизмерима с обратным влиянием. В группе, как и в природе, на каждое действие есть противодей­ствие. Последователи — это те, кто, по крайней мере, не проти­водействует лидеру.

Задачи. Являются настолько важной характеристикой дело­вой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоя­тельного элемента лидерства.

Мы знаем, что задачи определяются целями, а сами опреде­ляют функции (например, управление персоналом). Существует следующая взаимосвязь (рис. 2.1). Задачи определяют деятель­ность группы и требования к лидеру. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру. В этом случае может произойти смена лидера или, по крайней мере, некоторым членам группы представится возможность оказать на нее влияние.

 
  Власть как основа лидерства - student2.ru

Рис. 2.1. Взаимосвязь задач, функций и требований к лидеру.

Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестан­дартных. Интересно, что в практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать те задачи, которые приходится вы­полнять.

Со временем структура взаимоотношений в группе может оказаться такой прочной, что потеряет зависимость от возни­кающих задач.

Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером. Задача, неодно­кратно предоставляющая возможности для принятия новых ре­шений, порождает множество поступков, направленных на уста­новление лидерства.

Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:

— трудовые процессы (ритмичность, организация труда, простой оборудования);

— внешняя среда;

— члены коллектива.

Чаще всего человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения «ситуация - лидер - последователи». В каждой ситуации лидерст­во проявляется в особом, свойственном лишь ей виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство может быть присуще чело­веку не постоянно, а только в определенной ситуации. Оно может быть присуще даже отдельной роли человека, которую он выпол­няет в группе, а не всему человеку как таковому. Лидерство дина­мично, как само межличностное поведение. Оно не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.

Группа. Под группойпонимается персонал одного из подраз­делений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений[2]. В литера­туре и практике советского периода синонимом группы считался коллектив: все, что характеризует трудовой коллектив, верно и для группы — взаимоотношения, организация труда, коммуникационный климат, удовлетворенность трудом, дисциплина, по­ловозрастная структура.

Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, лидеров и устойчивость их положения (под­робнее см. § 2.2.5 Основы группового лидерства).

Типы лидеров.

Первым исследователем лидерства был Платон. Он предло­жил следующие типы лидеров в зависимости от их функций: во­енные начальники и руководители ремесла, земледелия.

В современном менеджменте функциональный подход к лидерству остается актуальным. Практически каждая из функций менеджмента одновременно и лидерская функция: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но, прежде всего лидерство обусловлено так называе­мыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимо­действие функций. К ним относятся процессы принятия управ­ленческих решений, коммуникации, технологии управления персоналом.

Если в качестве критерия взять роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

Ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят с опытом.
Организаторы групп. Отличает знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах.
Исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.
Дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и уме­ют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей. Ориентация на новые задачи, содействие пере­довому, интуиция, синтез знаний, самокритич­ность.
Продавцы идей. Предприимчивость, свежий взгляд на уже зна­комые факты. Контроль своих и чужих эмоций.
Синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им от­крыть нечто новое.
Разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации.
Реакторы. Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями.
Коммуникаторы. Отличает высокая коммуникабельность, уме­ние слушать людей. Хороший учитель одновре­менно коммуникатор.
Исследователи. Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, прово­дить эксперименты.
Следопыты. Те, кто идут в одном направлении. Перед ними ставишь задачу, а они сами выбирают методы ее решения и находят последователей.
Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и использовать.
Организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Приведенные типы лидерства представляют собой идеаль­ные модели. Перечень их может быть иным, если взять другой классификационный признак, например уровень этики. Реаль­ные модели лидерства есть сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.

Историческими моделями всеохватывающего лидерства ста­ли образы пророков: Иисуса, Мухаммеда, Моисея, Будды. Исто­рическим прототипом идеального лидера оказалась драматиче­ская личность, которая даже в одиночестве выполняет свою миссию по мобилизации людей на познание новых ценностей.

Это представление нашло свое подтверждение в исследова­ниях исторически первых форм правления: старейшины рода, вожди племени, восточные деспоты, политические лидеры ан­тичных городов-государств — все они были облечены абсолют­ным авторитетом. Процессы общественного развития способст­вовали возникновению понятий социального статуса лидера и иерархии в системе лидерства.

Однако революции XVIII—XIX веков деперсонифицировали концепцию авторитета. Власть стала предписываться и опреде­ляться конституцией и законами. Ею облекалась не личность, но должность, сфера действий и должностные обязанности регла­ментировались законодательными актами. В результате были ус­тановлены границы персонального влияния. Следующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведе­ния, которая затем приняла форму теории социального взаимо­действия. Лидерство воспринималось и изучалось не как фикса­ция черт, биологически присущих некоторым индивидам, а как роль, которая удовлетворяет взаимные ожидания лидеров и по­следователей.

Акцент на взаимодействие привел к некоторым крайностям. Роль лидера ставилась в прямую зависимость от меняющейся си­туации. Предполагалось, что лидеры всегда, скрыто и явно, от­бираются своими сторонниками в зависимости от потребностей ситуации в их группах.

Глубокое понимание проблемы лидерства открылось через на­блюдения и эксперименты в малых группах. Американские исследо­вания малых групп проложили путь особой когнитивной социаль­ной психологии, не интересующейся индивидуальными лидерами, большими и малыми, но делающей акцент на процессах группового взаимодействия и взаимопознания лидера и последователей.

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля

2.1

  1. В чем суть лидерства?
  2. Отличия лидерства от менеджмента предпринимательства?
  3. Что общего между управлением и лидерством?
  4. В чем отличия власти от прав и полномочий. Назовите источники власти и ее границы?
  5. Дайте сравнительный анализ концепций и типов власти в рамках эффективного лидерства?
  6. Приведите характеристику основных элементов лидерства во взаимосвязи с его типами?
  7. Проанализируйте практическое применение этических принципов лидерства?
  8. Подумайте еще раз, в чем природа лидерства, чем отличается лидер от своих последователей?
  9. В чем отличие взглядов на лидерство Конфуция от современных представлений?
  10. Дайте характеристику приведенной в этой главе модели лидерства?

___________

Теории лидерства

Наши рекомендации