Власть. Лидерства. Стили руководства

Назначение на руководящую должность подразумевает и пере­дачу руководителю всей полноты власти. Властьюназывают чью-то способность влиять на кого-то в целях изменения его поведения.

Для руководителей, по способам воздействия на подчиненных, важно выделить два типа власти: должностную и личную (рис. 7).

Власть должностипроисходит не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Органи­зационная основа власти включает принятие решений, вознагра­ждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

1. Принятие решений как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на кон­кретное решение на протяжении всего процесса его принятия.

2. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влия­ние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения.

3. Власть принуждения, власть через страх, используется ру­ководителем, когда он хочет продемонстрировать свое служебное положение и постоянно держит коллектив в страхе перед наказани­ем с помощью выговоров, штрафов, увольнений, наказаний и др.

4. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. Руководитель, не способный эффективно применять дру­гие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно соз­дает так называемый дефицит ресурсов.

5. Власть связей строится на способности воздействовать на людей через воспринятую ими связь руководителя с влиятель­ными людьми как в организации, так и вне ее.

Личная власть- это степень уважительного, преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основан­ная на близости его и их целей. Источниками личной власти мо­гут быть: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

1. Под экспертной властью понимается способность руко­водителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подго­товки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличие специальных знаний.

2. Власть примера позволяет руководителю оказывать на подчиненных влияние, являющееся результатом его личной при­влекательности для них следствием его харизмы. Харизма– это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя.

3. Право на власть является личностным источником власти в меру способности и возможности руководителя влиять на под­чиненных с позиции занимаемой им должности,. Каждый руково­дитель использует данные ему права в меру своих способностей.

4. Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умения использовать ее для влияния на подчиненных. Особое значение это приобретает в веккомпьютеризации.

5. Мотивационная теория Д. Мак Клелланда акцентирует внимание к потребности во власти как к желанию иметь влияниена других. Это может проявляться в следующем: дача настойчи­вых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у дру­гих; укрепление своей репутации и т.д.

Власть. Лидерства. Стили руководства - student2.ru

Власть охватывает всю жизнь организации. Важным меха­низмом реализации власти в организации является лидерство.

Лидерство является обязательным качеством менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящего органа власти.

Лидерство- управленческие взаимоотношения между руко­водителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и на­правленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Слово «лидер» - многозначно и переводится с английского на русский язык как: а) ведущий, руководитель; б) корабль, воз­главляющий группу, караван судов; в) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; г) едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером).

Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же:

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных исполь­зует должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство основывается на процессе социального воздейст­вия, что является более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости участников организации.

В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Спо­собность лидера влиять на людей дает ему возможность исполь­зовать власть и авторитет, получаемые от его последователей. Важно отметить, что управленческое взаимодействие типа «ли­дер - последователь» не обязательно предполагает его иерархи­ческий характер, как это имеет место в случае отношений «на­чальник - подчиненный».

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

В любой общности людей обязательно появляется свой не­формальный лидер, пользующийся авторитетом и общим при­знанием. Такой авторитетный член коллектива обычно обладает способностью эффективного общения, легко вступает в контак­ты с другими людьми и может влиять на моральный климат в коллективе. С таким неформальным лидером необходимо счи­таться, т.к. его влияние на коллектив может быть не только по­ложительным, направленным на достижение общих целей, но и отрицательным, разрушительным:.

Руководитель должен знать неформальных лидеров своей организации и установить с ними деловые и личные контакты, должен уметь воздействовать на него, понимать его мотивы по­ведения и методы влияния на коллектив.

Кто же обычно становится лидером в организации? Какими чертами характера он обладает?

Исследования особенностей человека, обладающего качест­вами лидера, отражены в следующей таблице [3]:

Наши рекомендации