Глава 6. Развитие МЕНЕДЖМЕНТА
Управление трудовой деятельностью людей существовало не одно тысячелетие развития общества. Однако менеджмент как наука появился сравнительно недавно. Ему немногим более века.
За сто лет своего существования взгляды на менеджмент менялись в связи с изменениями общественных отношений, бизнеса, технологий, информации.
Создавались разные учения, нацеленные на создание эффективной системы управления трудовой деятельностью людей.
Начало менеджмента как науки связывают с именем Фредерика Тейлора(1856-1915г), который создал Школу научного управления. По учению Тейлора задача управления заключается в решении задачи производства. Человек по учению Тейлора рассматривался как элемент производственного процесса. Задача управления – сделать включение человека в процесс наиболее рациональным. Важно найти способы , методы и условия, позволяющие выполнить задачу эффективнее, с меньшими затратами труда и большей производительностью. Основные принципы Школы научного управления
- поиск лучших методов осуществления работы
-абсолютное следование установленным стандартам работы
- оплата - по результатам труда.
Фредерик Уинслоу Тейлор родился в семье адвоката. Получил образование во Франции и Германии, окончил Гарвардский юридический колледж. Из-за проблем со зрением устроился работать рабочим в промышленные мастерские завода гидрооборудования в Филадельфии. Получив степень инженера – механика, работал начальником механических мастерских, главным инженером, стал главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компании. Впервые в истории менеджмента органипзовал собственное дело по управленческому консультированию, в 1911 году учреждает Общество содействия научному менеджменту. Предметом его научных исследований было положение рабочих в системе машинного производства.Он пытался найти пути преодоления вражды между рабочими и менедждментом. Тейлор определил 10 признаков хорошего руководителя: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье
Продолжая исследования в области управления, Анри Файоль создал основы теории управления, разработав общие принципы и определив основные элементы процесса управления.
Анри Файоль ( 1869-1930)сосредоточил свое внимание на самом процессе управления. Он предложил принципы наиболее эффективного руководства трудовой деятельностью людей, среди которых – здравый смысл, справедливость, учет, вознаграждение.
Анри Файоль стал родоначальником административной школы управления.
Анри Файоль – французский горный инженер, родился в пригороде Стамбула, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. После возвращения семьи во Францию А.Файоль оканчивает Горную школу и устраивается на работу в горнодобывающую компанию, где через несколько лет занимает пост руководителя и публикует работу «Общее и промышленное управление», где обосновал основные функции менеджмента: предвидение, организация, распорядительство., координация, контроль.
Параллельно с этими направлениями науки возникают школы человеческих отношений, связывающие эффективность управления с отношением к человеку, с созданием необходимых условий его работы, учетом его желаний и потребностей.
Основателями этих школ стали Элтон Мэйо (1880-1949), Абрахам Маслоу( 1908- 1970).
Джордж Элтон Мэйо родился в Аделаиде (Южная Австралия)вторым ребенком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдет по стопам своего деда и выберет профессию врача. Он обучался в Шотландии, Австралии. Изучал медицину, психопатологию, этику, логику. После окончания обучения Мэйо работал преподавателем в Австралии, Великобритании, США. Параллельно учился в Школе финансов и коммерции при Пенсильванском университете и получил должность руководителя отделения производственных исследований в Гарвардском университете. Изучая влияние различных факторов на производительность труда, Мэйо доказал особую роль человеческого фактора в решении производственных задач.
А.Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи. мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Поскольку у А.Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он рано узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком. Абрахам был одним из лучших учеников в школе, после окончания которой он поступает в юридический колледж. Увлекается театром и классической музыкой, ходит на концерты и в театр. В 1928 году переводится в университет на факультет психологии. В том же году женится на двоюродной сестре. в которую был влюблен с 12 лет. Получив степени бакалавра, магистра и доктора психологии он начинает работать ассистентом в Колумбийском университете, потом – профессором в Бруклинском колледже и затем - деканом психологического факультета университета Брандейса. А. Маслоу создает систему иерархии человеческих потребностей, выделив физиологические потребности, потребности безопасности, любовь, уважение, потребности самоактуализации.
После второй мировой войны науку менеджмента развивают и количественные школы управления, рассматривающие менеджмент как управление системой с учетом всех условий деятельности и возможностью описания их математическими методами на основе статистики, теории вероятности и построения математических моделей.
Наиболее известными учеными в этом направлении являются Рассел Акофф и российский ученый Л.Канторович.
Рассел Линкольн Акофф (1919 —2009) родился в штате Филадельфия (США) в семье коммерческого агента. Степень бакалавра архитектуры получил в Университете Пенсильвании в 1941 году, степень доктора философии защитил в 1947 г. В 1942–46 гг. служил в американской армии. Аккоф занимал должности младшего преподавателя философии в Пенсильванском университете, ассистента-профессора философии и математики в Уэйнском университете, профессора, директора группы исследования операций в Технологическом институте Кейса, директора центра науки управления Университета Пенсильвании, консула ООН (программа развития).
С 1946 г. до начала 1994 г. Акофф опубликовал (один или в соавторстве) около 250 работ, в том числе около двух десятков книг, более 150 статей. Наиболее заметен вклад Р. Акоффа в теории исследования операций, интерактивного планирования, циркулярных организаций. Акофф известен блестящим применением методов системного анализа для решения экономических и производственных задач с учетом психологических, социальных и иных аспектов; он способствовал совершенствованию хозяйственной деятельности более 300 организаций (фирм, государственных учреждений и т. п.).
Леони́д Вита́льевич Канторо́вич ( 1912 —1986) родился в Санкт-Петербурге в семье врача. Леонид с детства проявлял яркие способности к математики - в 14 лет поступил Ленинградский Университет (математический факультет) и в 23 года стал доктором физико-математических наук. В 1937 году к Канторовичу обратились с просьбой решить такую задачу для фанерного комбината: для производства фанеры используются в определенном ассортиментном соотношении 8 сортов шпона. Каждый из 5 станков для изготовления шпона имеет по каждому сорту свою производительность. Как распределить задания между станками, чтобы получать шпон в нужном ассортименте с наибольшей производительностью? При решении этой проблемы Канторович понял, что многие задачи экономики решаются с помощью математического метода максимизации линейной функции, подверженной большому количеству ограничителей, который он описал в 1939 году в работе «Математические методы организации и планирования производства». Выдающийся математик, Канторович выдвигал тезис взаимопроникновения математики и экономики и стремился к синтезу гуманитарных и точных технологий знания. Канторовч, развил идею оптимальности в экономике (установил взаимозависимость оптимальных цен и оптимальных производственных и управленческих решений) Канторович - единственный советский ученый, удостоенный Нобелевской премии по экономике (1975). Кроме Нобелевской премии и наград, полученных в СССР, Канторовичу были присуждены почетные степени университетами Глазго, Мюнхена, Гренобля, Йеля, Кембриджа, Хельсинки, Парижа.
Дальнейшее развитие науки о менеджменте связано с появлением
синтетических учений, объединяющих все сложившиеся взгляды на управление, в которых менеджмент характеризуется как сложное синтетическое явление, включающее все аспекты осуществления и развития трудовой деятельности людей. Наиболее известными в настоящее время являются ученые Питер Друкер и Уильям Оучи.
Питер Фердинанд Друкер родился в Вене 13 мая 1909 года в семье адвоката. Во время войны семья Друкеров эмигрировала в США. В 1952 году П.Друкер получил место профессора кафедры менеджмента Нью-Йоркского университета. Он написал несколько книг, посвященных проблемам управления организацией и роли руководителя в ней. Питер Друкер разработал концепцию «управления по целям», в соответствии с которой задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий, направленных на их осуществление.Руководитель является ключевой фигурой предприятия.
Уильям Оучи родился в 1943 году в Гонолулу, Гавайи, где и вырос. Он получил степень бакалавра искусств, степень магистра делового администрирования и ученую степень доктора философии, был профессором в Школе Бизнеса и преподавал в Школе Менеджмента при Университете Калифорнии. Его первая книга «Теория Z»вышла в 1981 году и вошла в список бестселлеров. Согласно теории Уимльяма Оучи работники предприятия являются одной большой семьей, где формируются ценности и нормы поведения.В организации необходимо стимулировать отношения доверия, преданности коллективу и общим целям.
В настоящее время наука менеджмента продолжает стремительно развиваться. Менеджмент становится наиболее востребованной профессиональной деятельностью. Причины развития менеджмента состоят в следующем.
1.Резко возрастает применение в управлении технической базы, что повышает объективность принятия решений, увеличивается доверие и потребность в профессиональных знаниях менеджмента.
2.Рост оргкультуры и демократизация управления повышают требования к менеджменту. Происходит усложнение систем управления и их качественных параметров.
3.Возрастание роли международных связей резко увеличивает размеры систем управления и их разнообразие. Появляется необходимость в высокой эрудиции и энциклопедичности профессионалов –менеджеров для формирования моделей принятия управленческих решений.
Появляются такие науки как кросс-менеджмент, бихевиоральная экономика, управление слухами, биодинамика управления и другие.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы основные принципы школы научного управления?
2. Кто стоит в основе классической школы управления и в чем ее особенности?
3. В чем сущность школы человеческих отношений?
4. Основные положения школы системного управления?
5. Какие методы лежат в основе школы количественного управления?
Практическая работа
Ознакомиться с основными биографическими данными и результатами работы ведущих менеджеров по прилагаемому списку (по выбору).
1. Школа научного управления: Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, С.Томпсон. Х.Хэтуэй, Э.Гаррингтон, Х. Эмерсон, Г. Форд.
2. Развитие школы научного управления – Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет
3. Учения, нацеленные на процесс управления – классическая (административная) школа управления: Л.Урвик, М.Вебер, Дж.Муни, А.Файоль, Э.Гаррингтон, А.Слоун, Д.Мак-Грегор
4. Школа человеческих отношений: Ф.Герцберг, Д.Макклеланд, К.Альдерфер, В.Врум, Ф.Ротлисбергер, Ф.Джулес, Мэри П. Фоллет.
5. Школа науки управления: Й.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, Я.Тинберген, Ч.Бернард.