Анкета для определения мотивов текучести
1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации:
a) Организация труда и рабочего места
b) Условия труда и отдыха
c) Система морального и материального поощрения
d) Организация бытового обслуживания
e) Организация досуга работников
2. В нашей организации Вы работали по своей специальности?
3. Были ли у Вас перспективы должностного или профессионального роста в организации?
4. Сколько раз Вас за последние 5 лет повышали :
a) В должности
b) В окладе
c) В категории (разряде)
5. Каковы Ваши взаимоотношения:
a) С коллегами по работе
b) С непосредственным начальником
c) С руководством организации
6. Как далеко Вы проживаете от места работы (организации)?
7. Каковы Ваши жилищные условия?
8. В какую организацию Вы уходите
a) Другой (нашей) отрасли
b) Государственную (негосударственную)
9. Что привлекло Вас в организации, в которую Вы уходите?
10. Ваше решение об увольнении окончательное или Вы могли бы остаться на определенных условиях.
Другой, не менее важной проблемой в организации персоналом, стал вопрос стимулирования персонала. Большинство организаций в индустрии туризма не уделяют должного внимания управлению персоналом, считая персонала вспомогательным компонентом, не исключением является и компания «Натали турс». Однако это неверный подход, так как люди в сфере туристских услуг являются по меньшей мере частью организации и все больше частью самого туристского продукта, за который организации и получают свой основной доход.
Таким образом, мною предложены следующие возможные варианты по системе стимулирования.
Основными составляющими стимулирования являются:
Совокупный материальный доход | = | Должностной оклад | + | Премия |
Стоит отметить, что при определении размера премии каждому сотруднику необходимо разделить весь персонал на категории и в зависимости от этого производить расчет.
Основные факторы отнесения к категории:
· Степень влияния на результат;
· Уровень ответственности, важность решений;
· Место в бизнес-процессе;
· Клиентоориентированность (важность внешних связей);
· Условия труда.
Например, для компании «Натали турс» может быть следующее разделение на категории (табл. 3.2.)
Таблица 3.2.
Категории персонала
Категория | Состав персонала | Переменная часть по категориям (в % к окладу) |
1. | Руководители бизнес - направлений отвечают за прибыль по направлению | 100 и более |
2. | Менеджеры по продажам отвечают за доход по своему блоку (регион или отрасль) | 30-100 |
Продукт - менеджеры отвечают за доход по продукту | ||
Маркетологи отвечают за качество прогнозов, эффективность маркетинговых программ и т.д. | ||
Кураторы отвечают за поток доходов от курируемых ими агентств | ||
Руководители и персонал подразделений, задействованных в основных бизнес-процессах отвечают за достижение результатов процессов (количественные параметры) | ||
3. | Руководители и сотрудники подразделений, задействованных во вспомогательных бизнес-процессах (экономисты, юристы) | 20-30 |
4. | Вспомогательный персонал (уборщики, вахтеры) | 0-10 |
Следует учесть, что, помимо денежных выплат, необходимо также использовать:
· моральные стимулы (беззатратные мотиваторы), такие как награждение за высокий профессионализм, лучшие продажи и т.д.
· социальные стимулы (затратные мотиваторы), которые могут быть постоянными (не зависеть от трудового вклада) – оплата питания, оплата проезда, страхование, фирменная одежда, улучшение условий труда и т.д.; переменными (зависят от вклада в результат) – ссуды, оплата обучения, служебный транспорт, оплата отдыха, мобильная связь.
В туроператорских фирмах может быть предложена следующая система социальных стимулов (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Система социальных льгот
№ | Социальный стимул | Категория персонала | Размер льгот, руб |
Постоянные мотиваторы | |||
1. | Оплата питания | Все категории | 100 в месяц |
2. | Оплата проезда | Курьеры | 500 в месяц |
3. | Оплата ГСМ | Водители | 3000 в месяц |
4. | Страхование | Все категории | 8000-15000 в год |
5. | Фирменная одежда | Информационный отдел, менеджеры по продажам (розничные офисы) | 3000 за комплект |
Переменные мотиваторы | |||
1. | Ежегодная оплата курсов повышения квалификации | Отдел маркетинга, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, руководители среднего звена, отдел размещения | 6000-15000 в год |
2. | Оплата отдыха | Все сотрудники, работающие в компании не менее 1 года. | 12000 в год |
3. | Оплата отдыха родственникам сотрудников | Все сотрудники, работающие в компании не менее 1 года. | 10% от стоимости путевки |
4. | Мобильная связь | Курьеры, водители | 500 в месяц |
Руководители среднего звена | 1000 в месяц | ||
Руководители высшего звена | 3000 в месяц |
Важную роль в мотивации сотрудников принадлежит организации корпоративных мероприятий – праздников, дня рождения компании и других событий.
Рис. Выезд сотрудников компании «Капитал тур» на природу ( 2005 г).[17]
Для стимулирования сотрудников необходимы не только социальные льготы и денежные выплаты, но и карьерный рост, т.е. продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий в рамках отдельной организации (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Возможности развития деловой карьеры персонала.
Карьера может быть вертикальной, т.е. подъем на более высокую ступень (повышение в должности, которое сопровождается более высокими полномочиями и оплатой труда)
В данной турфирме предлагается использовать чередование вертикального карьерного роста и «карусели» (ступенчатую карьеру). Эта форма карьерного роста наиболее эффективна в крупной компании, так как она позволяет работнику, претендующему на руководящую должность иметь четкое представление о процессах, происходящих в смежных подразделениях и, как следствие, иметь возможность обеспечить эффективное взаимодействие с ними. Например, сотрудник группы кураторов, намеревающийся стать ее руководителем, должен отработать не менее одного месяца в каждом из следующих подразделений: службе бронирования заявок, службе размещения и информационном центре.
В любой организации, особенно в индустрии туризма, где интенсивно используется рабочая сила, очень важно уделять внимание стимулирования персонала. В связи с тем, что заработная плата у работников туристского комплекса в большинстве случаев не очень высокая, то естественно, увеличивается значение удовлетворения социальных потребностей работника, а именно творческое развитие персонала, квалификационный рост, возможности роста и продвижения по службе.
Социальный пакет для сотрудников отеля (пример)
1. Оплачиваемый проезд до места работы
2. Оплата больничного листа
3. Обучение детей сотрудников – целевые дотации сотрудникам на обучение детей
- Бесплатное питание в буфете отеля
- Скидка 20% при проживании в отелях московской сети «Марриотт»
- Скидка в 20% при пользовании услугами отеля «Марриотт Гранд»
- Оплачиваемый отпуск 28 календарных дней
- Предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений
- Финансирование повышения квалификации сотрудников
- Выделение средств на образование работников, обучающихся в ВУЗах
- Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями.
- Отчисления в пенсионный фонд
- Программы предоставления беспроцентного кредита для приобретения жилья
- За счет средств организации: страхование жизни работника и медицинское страхование за символическое отчисление – членов его семьи. Выплаты за счет средств, удерживаемых из дохода работника.
Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Для исследования социально-психологического климата в коллективе было проведено специально составленное анкетирование( был использован вариант анкеты «Климат-1», который является достаточно универсальным для предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности, опросник экспресс-методики изучения социально-психологического климата.
Анкета
Психологический климат
Уважаемые сотрудники! Предлагаемая Вам анкета предназначена для изучения социально-психологического климата в коллективе.
Результаты анкетирования являются конфедициальной информацией и не подлежат разглашению. Анкетирование проводится анонимно.
Чем ближе к правому или левому краю Вы поставите отметку в ячейке, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
3 2 1 0 -1 -2 -3
Дружелюбие | Враждебность | |||||||
Согласие | Несогласие | |||||||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | |||||||
Заинтересованность | Равнодушие | |||||||
Продуктивность | Непродуктивность | |||||||
Теплота | Холодность | |||||||
Дружелюбие | Отсутствие дружелюбия | |||||||
Увлеченность | Скука | |||||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | |||||||
Взаимопонимание | Непонимание | |||||||
Сплоченность | Разобщенность | |||||||
Успешность | Неуспешность | |||||||
Тактичность | Бестактность | |||||||
Взаимное доверие | Недоверие |
Вспомните, пожалуйста, Ваш вчерашний рабочий день, каким(ой) Вы себя чувствуете чаще всего на работе:
+4 0 -4
Довольным | Недовольным | ||||||||
Спокойным | Встревоженным | ||||||||
Расслабленным | Напряженным | ||||||||
Радостным | Огорченным | ||||||||
Нужным | Лишним | ||||||||
Отдохнувшим | Усталым | ||||||||
Здоровым | Больным | ||||||||
Смелым | Робким | ||||||||
Беззаботным | Озабоченным | ||||||||
Хорошим | Плохим | ||||||||
Ловким | Неуклюжим | ||||||||
Свободным | Занятым |
Выберите 2-3 критерия, которые определяют психологический климат Вашего коллектива:
Организация труда | Социальная справедливость | ||
Стиль руководства | Возможность профессионального роста | ||
Бытовые условия | Социальная защищенность | ||
Культура общения | Гласность |
Ниже приведен список из 24 качеств. Выберете, пожалуйста, из них 5 качеств, которые, на Ваш взгляд, наиболее необходимы членам Вашего коллектива и обведите их номера в колонке «+». Затем выберите 5 качеств, которые бы Вы не хотели видеть в своих коллегах, и отметьте их в колонке «-»:
+ | - | + | - | ||
Постоянство | Бережливость | ||||
Выдержка | Организованность | ||||
Общительность | Инициативность | ||||
Исполнительность | Целеустремленность | ||||
продолжение | |||||
Переменчивость | Настойчивость | ||||
Знание своих возможностей | Умение слушать собеседника | ||||
Предприимчивость | Искренность | ||||
Чувство юмора | Самостоятельность | ||||
Воображение | Эрудированность | ||||
Самомнение | Стремление к успеху | ||||
Мастерство | Деловитость | ||||
Воля | Гибкость(адаптивность) |
Распределение полномочий в коллективе:
Ø Равномерное
Ø Неравномерное
Кто из членов Вашего коллектива, включая руководителей, пользуется у Вас наибольшим авторитетом? (впишите 2 фамилии)_________________________
___________
Все ли члены коллектива отличаются честностью и порядочностью?
Да | Затрудняюсь ответить | Нет |
Оцените, пожалуйста, взаимоотношения в Вашем коллективе
Хорошие | Затрудняюсь ответить | Плохие |
Оцените состояние дисциплины в вашем коллективе
Нарушений не бывает | Бывают редко | Бывают часто |
Большое спасибо за сотрудничество!
Анкета
Уважаемые сотрудники! Предлагаемая Вам анкета предназначена для изучения социально-психологического климата в коллективе.
Результаты анкетирования являются конфедициальной информацией и не подлежат разглашению. Анкетирование проводится анонимно.
Тест №1
Необходимо обвести наиболее подходящий для Вас вариант ответа
- Укажите Ваш возраст
- 18-25 лет;
- 25-35 лет;
- 35-45 лет;
- больше 45 лет.
- Ваше образование
- Высшее в индустрии гостеприимства;
- Высшее;
- Неполное высшее;
- Среднее специальное.
- Вы работаете на предприятии
- Менее 6 месяцев;
- 6 месяцев – 1 год;
- 1-5 лет.
- Устраивает ли Вас Ваша работа?
- Да, вполне доволен (на); (4 человека)
- Скорее доволен (на), чем недоволен (на); (3 человека)
- Скорее недоволен (на); (3 человека)
- Затрудняюсь сказать. (3 человека)
- Причины побуждающие работать на этом предприятии:
- Занимаюсь любимым занятием; (3 человека)
- Высокая оплата труда; (2 человек)
- Существует возможность карьерного роста; (2 человек)
- Хорошие отношения в коллективе; (3 человека)
- Работаю, но ищу лучший вариант. (3 человека)
- На рабочем месте Вы себя чувствуете?
- В прекрасной форме; (5 человек)
- Уверенно; (4 человек)
- Равнодушно; (4 человек)
- Беспокойно.
Тест №2
Необходимо выбрать вариант «ДА» или «НЕТ» и поставить любую отметку в соответствующей колонке.
Характер труда | Да (число ответивших) | Нет (число ответивших) |
Ваша работа Вам нравится? | ||
Нормален ли объем работы? | ||
Прочно ли Ваше положение? | ||
Соответствует ли зарплата вашему труду? | ||
Хвалит ли Вас начальство, когда Вы того заслуживаете? | ||
Четко ли определены Ваши обязанности? | ||
продолжение | ||
Достаточно ли у Вас самостоятельности? | ||
Достаточно ли Вы получаете информации для выполнения своих обязанностей? | ||
Принимаете ли Вы участие в решении проблем вашего предприятия? | ||
Разнообразен ли Ваш труд? | ||
Ваше будущее | ||
Можете ли Вы получить повышение? | ||
Считаете ли Вы себя свободным, чтобы уйти на другую работу? | ||
Ваше предприятие | ||
Надежно ли оно? | ||
Ясны ли его перспективы цели? | ||
Держит ли вас начальство в курсе своих планов? | ||
Атмосфера на работе | ||
Существует ли взаимное доверие между сотрудниками? | ||
Есть ли солидарность в коллективе? | ||
Избегают ли ваши коллеги взаимных насмешек? | ||
Видитесь ли Вы со своими коллегами после работы? | ||
Прислушиваются ли к Вам, когда Вы говорите, что вас что-то не устраивает? | ||
Есть ли уважение между сотрудниками и начальством? | ||
Уважают ли Вас сотрудники? | ||
Чувствуете ли Вы себя справедливо оцененным (ой)? |
Тест №3
Пожалуйста, внимательно прочитайте поставленный вопрос и поставьте любую отметку в ячейке наиболее подходящего Вам варианта ответа.
Отмечаете ли вы улучшение взаимоотношений сотрудников Вашего коллектива в последнее время? Если да, то какие:
Взаимоуважение | |
Взаимопонимание | |
Помощь и сотрудничество | |
Справедливое распределение обязанностей | |
Возможность проявления инициативы | |
Ваш вариант: |
Если бы у Вас был выбор, проработали бы Вы еще 5 лет?
ДА (число ответивших) | Затрудняюсь ответить (число ответивших) | НЕТ (число ответивших) |
Отмечаете ли Вы ухудшения во взаимоотношениях сотрудников Вашего коллектива в последнее время? Если да, то какие:
Унижение личного достоинства | |
Ужесточение правил поведения и дисциплины | |
Конфликты между сотрудниками | |
Неравномерное распределение обязанностей | |
Подавление личной инициативы | |
Ваш вариант: |
Что мешает Вам работать эффективно?
(оцените все причины)
(число ответивших)
никогда | редко | часто | всегда | |
Противоречивость приказов и инструкций | ||||
Наказуемость инициативы | ||||
Нежелание руководителей делегировать больше прав подчиненным для повышения их самостоятельности | ||||
Недобросовестное отношение к своим обязанностям коллег по работе | ||||
Плохая организация труда | ||||
Большой объем отчетной документации | ||||
Недостаточное материальное вознаграждение | ||||
Недостаточная моральная поддержка со стороны руководства/коллег по работе | ||||
Опасение негативного отношения за принципиальность со стороны клиентов/коллег/руководства |
Оцените, пожалуйста, по пятибальной шкале мотивы, оказывающие влияние на Ваше трудовое поведение по следующим критериям:
Мотивы трудового поведения | Не имеет значения (1) | Незначительное влияние (2) | Среднее влияние (3) | Большое влияние (4) | Очень сильно влияние (5) |
Стремление к получению большего вознаграждения | |||||
продолжение | |||||
Стремление к продвижению по службе | |||||
Удовлетворение от хорошо выполненной работы | |||||
Уважение со стороны начальства | |||||
Хорошее отношение со стороны коллег | |||||
Стремление проявить себя | |||||
Осознание общественной значимости своего труда | |||||
Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки | |||||
Желание проявить творчества в работе |
Оцените частоту возникновения конфликтов между сотрудниками в вашем подразделении по каждой из перечисленных причин:
Причины конфликтов | Часто | Иногда | Никогда |
Недостатки в организации труда | |||
Нечеткое распределение обязанностей | |||
Неудовлетворительная работа коллег | |||
Плохое планирование деятельности (неравномерное распределение обязанностей) | |||
продолжение | |||
Нарушение трудовой дисциплины | |||
Распределение премий | |||
Распределение отпусков | |||
Поступки и действия коллег, которые нельзя игнорировать | |||
Недостатки личных особенностей и характеров коллег | |||
Стиль и методы руководства | |||
Недовольство членов коллектива деловыми качествами начальника | |||
Недовольство начальника деловыми качествами сотрудников |
В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами жизни и деятельности Вашего коллектива?
(Оцените каждый критерий)
(число ответивших)
Доволен | Не очень | Не доволен | Затрудняюсь ответить | |
Выполняемой работой | ||||
Организацией труда | ||||
Условиями труда | ||||
Стилем руководства | ||||
Отношением коллег к решению задач, стоящих перед сотрудниками | ||||
Взаимоотношения с коллегами | ||||
Справедливостью установления оклада по должности | ||||
Справедливостью премий и надбавок к окладу | ||||
Справедливостью морального поощрения | ||||
продолжение | ||||
Перспективами должностного продвижения | ||||
Сплоченность коллектива | ||||
Результатами своей работы | ||||
Регламентом работы | ||||
Организацией досуга | ||||
Предъявляемыми к Вам требованиями | ||||
Равномерностью распределения нагрузки на сотрудников | ||||
Отношениями с непосредственным руководителем | ||||
Размером заработной платы |
Тест №4
Инструкция: для ответа на предлагаемые вопросы необходимо поставить знак + в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
1. С каким из утверждений Вы больше всего согласны?
(число ответивших)
Большинство членов нашего коллектива – хорошие симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть всякие люди | |
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно (число ответивших) | Скорее нет, чем да (число ответивших) | Не могу сказать, не задумывался над этим (число ответивших) | Скорее да, чем нет (число ответивших) | Да, конечно (число ответивших) |
3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
(число ответивших)
ДА | Пожалуй, да | Не могу сказать, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | НЕТ | |
Деловых качеств большинства членов коллектива | |||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило | Не могу сказать, не задумывался над этим | Это меня бы совершенно не устроило |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
(число ответивших)
Нет, не мог бы | Не могу сказать, не задумывался над этим | Да, мог бы |
8. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной шкале цифра 1 соответствует нездоровой, недружественной атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п.
9. Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Нет | Не могу сказать, не задумывался над этим | Да |
Таким образом, по результатам обобщения результатов анкетирования можно охарактеризовать состояние социально-психологического климата бизнес-центра отеля «Марриотт Гранд» как в целом удовлетворительный (сотрудникам в целом нравится их работа и предприятие, на котором они работают, а также коллектив), но с очень значимой отрицательной тенденцией увеличения числа конфликтов между сотрудниками, вызванное недостатками в организации труда; неудовлетворительной работой коллег, их поступками и действиями, которые нельзя игнорировать; недовольством начальника деловыми качествами сотрудников.
Причины конфликтов и стрессов между сотрудниками предприятия также:
ролевой конфликт, проистекающий из противоречивого характера требований, предъявляемых к сотруднику (требования общечеловеческой морали и интересы получения максимальной прибыли бизнес-центра, острое противоречие между профессиональной ролью и семейными обязательствами и т.п.);
перегрузка сотрудника большим объемом работы;
ответственность за других людей (коллег, подчиненных, клиентов и деловых партнеров);
отсутствие адекватного участия в подготовке и принятии организационных решений, затрагивающих базовые интересы сотрудника;
недостаточно продуманная и потому необъективная система оценки эффективности работы и вклада сотрудника в общее дело;
неудовлетворительные условия работы;
частые структурные, процедурные или организационные изменения в работе бизнес-центра, малопонятные или неожиданные для сотрудника.
Недостатки личностных характеристик некоторых сотрудников проявляются прежде всего в нежелании прислушиваться к замечаниям руководства и отстаивании не всегда профессиональной точки зрения, иногда эти конфликты происходят на глазах клиентов бизнес-центра, что несомненно подрывает авторитет руководства и самого предприятия в целом.
Кроме того, на предприятии существует система неформального двойного подчинения, т.е. выполнение работы может проверяться двумя начальниками последовательно, и каждый из них делает свои указания, что вместе с некоторой недобросовестностью в работе отдельных сотрудников часто приводит к серьезным конфликтам между самими исполнителями работ, а после и с руководителями.
Все это объясняется нежеланием руководителей делегировать больше прав подчиненным; недостаточным материальным и моральным вознаграждением, т.е. недостаточной мотивацией; недобросовестным отношением к своим обязанностям коллег, а также неравномерным распределением обязанностей. Часто технический руководитель не прислушивается к мнению техников, непосредственно обслуживающих работу оборудования и это приводит к возникновению сбоев в работе и транспортировке нужного оборудования. В целом между сотрудниками отсутствует взамопонимание, касающееся работы, руководство не ставит сотрудников в курс предстоящих изменений в организации и своих планов относительно сотрудников. Все это вызывает атмосферу дополнительно напряжения в отношениях между руководителями и сотрудниками, что сказывается на качестве работы и увеличению конфликтов между самими сотрудниками.
На предприятии наблюдается снижение дисциплины сотрудников. Основными причинами снижения дисциплины являются:
неудовлетворительное состояние межличностного взаимодействия сотрудников и руководства, наличие "барьеров общения" между ними, отсутствие атмосферы взаимного доверия по вопросам работы и адекватной обратной связи;
нестабильный, "рваный" ритм работы, отсутствие "гладкого рабочего потока": частые авралы, чрезмерный объем ненужной или малопонятной сотрудникам бумажной работы, неоправданно частое изменение установившихся процедур принятия решений, отсутствие устойчивой "рутины";
общее снижение уровня "корпоративной морали" сотрудников бизнес-центра за счет утраты или "размывания" в сознании сотрудников целей бизнес-центра, а также в случае пренебрежения ими в пользу сугубо личных целей и интересов.
Сотрудникам необходимо периодическое проведение «круглых столов» и индивидуальных бесед с начальством для изучения мнений сотрудников по вопросам организации работы предприятия, урегулирования недопониманий и конфликтов, рассмотрения предложений сотрудников. Необходимо отрегулировать систему взаимоотношений «руководитель-подчиненный» и четко закрепить права и обязанности каждого сотрудника, а также наладить систему обмена информацией между всеми отделами и сотрудниками организации для наиболее эффективного принятия текущих и оперативных решений.
В каждом коллективе существуют формальные и неформальные структуры.
Формальная структура – объединение работников на основе формально определенных и закрепленных прав, обязанностей, полномочий и ответственности.
Неформальная структура – объединение работников на основе взаимных симпатий, антипатий, общности интересов, сходства характеров, взаимопонимании увлечений, чаще всего не связанных с деятельностью предприятия.
Социально-психологические методы управления как раз и направлены на малые неформальные группы, как правило, численностью до 10-15 человек.
Как в формальных, так и неформальных группах существуют лидеры.
Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей.
Формальный лидер – руководитель, занимающий соответствующую штатную должность или на которого возложены обязанности по руководству подчиненными.
Неформальный лидер – работник, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся авторитетом и влиянием в какой-либо группе (коллективе).
Отличие формального лидера от неформального принципиальное. Неформальный лидер ориентирует членов своей команды на активизацию совместных усилий, а формальный лидер – на выполнение подчиненными своих обязанностей.
Так и в бизнес-центре отеля «Марриотт Гранд» существуют две неформальные группы:
Неформальная группа №1, в которую входят техники и водители
Неформальная группа №2, в которую входят офис-менеджеры, дизайнер, менеджер по продажам и маркетолог
Возникновение этих групп обусловлено спецификой работы сотрудников предприятия.