Основы лидерства и стиля руководства
Вопросы темы:
Природа и определение понятия лидерства. Лидерство и управление. Лидер и менеджер. Эффективный лидер и эффективный менеджер. Обзор теории лидерства (подход с позиции выделения личных качеств руководителя, поведенческий подход, ситуационный подход).
Понятие стиля руководства. Разновидности стиля и факторы его определяющие.
Авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства. Основные положения теории «X» и теории «Y».
Четыре стиля руководства по Лайкерту, ориентированных на человека.
Двухмерная трактовка стилей руководства, сосредоточенных на работе и на человеке.
Характеристика стилей руководства согласно управленческой решетки Блэйка и Моутона.
Личность руководителя и личность исполнителя. Имидж менеджера в условиях рыночных отношений.
Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах.
· Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Некоторые из этих качеств – уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе.
Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.
· Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.
· Ситуационный подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Стиль руководства в управлении – это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее. Теоретики менеджмента назвали такой стиль теорией Х, согласно которой: 1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; 2) у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; 3) больше всего люди хотят защищенности; 4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Демократичный лидер, представления которого теоретики менеджмента называют теорией Y, предполагает: 1) труд – процесс естественный, и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность; 2) если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; 3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; 4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Классификация Лайкерта предполагает четыре базовые системы стиля руководства, различающиеся степенью авторитарности. По степени уменьшения уровня авторитарности это следующие системы: 1) эксплуататорско-авторитарная; 2) благосклонно-авторитарная; 3) консультативно-демократическая; 4) основанная на участии.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи.
Двухмерная трактовка стилей руководства. Поведение руководителя можно классифицировать по двум параметрам: по степени внимания к формированию структуры деятельности и вниманию к подчиненным.
Функции формирования структуры выражаются в том, что руководитель: 1) распределяет роли между подчиненными; 2) расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; 3) планирует и составляет графики работ; 4) разрабатывает подходы к выполнению работ; 5) беспокоится о выполнении задания.
Внимание к подчиненным выражается в том, что руководитель: 1) участвует в двустороннем общении; 2) допускает участие подчиненных в принятии решений; 3) общается в одобрительной и не угрожающей манере; 4) дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой.
Управленческая решетка. Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям была модифицирована и популяризирована Р. Блэйком и Дж. Мутоном, которые построили решетку – схему, включающую пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9 баллов. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 баллов. Стиль руководства определяется этими двумя критериями.
Ситуационные подходы к эффективному руководству: ситуационная модель Фидлера; подход «путь – цель» Митчелла и Хауса; ситуационные факторы; теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшар; модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.
Адаптивное руководство. Гибкий подход к руководству. Стили руководства в разных странах.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Билим, 1997.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2004.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: «Высшая школа», 2000.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарики, 2003.
5. Герчикова. Менеджмент. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.
6. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
7. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.
8. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
9. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.
10. Мескон и др. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2000.
11. Нарибаев К.Н., Джумамбаев С.К. Менеджмент (на казахском языке). Алматы: Қазақ университеті, 1998.
Контрольные вопросы:
- Укажите различия между управлением и лидерством.
- Определите понятие власти и ее разумного уровня.
- Дайте определения основных форм власти.
- Что представляет собой влияние путем убеждения?
- Что представляет собой влияние через участие в управлении?
- Охарактеризуйте автократичный стиль руководства.
- Охарактеризуйте демократичный стиль руководства.
- Каковы три основных подхода к изучению проблем стилей руководства?
- В чем различия в стиле работы менеджеров, ориентированных на работу и ориентированных на человека?
- Охарактеризуйте четыре системы стилей руководства по Лайкерту.
- Охарактеризуйте трактовку стилей руководства по Блейку и Мутону.
- Охарактеризуйте ситуационную модель Фидлера.
- Охарактеризуйте ситуационную модель Хауса.
- Охарактеризуйте ситуационную теорию жизненного цикла.
- Охарактеризуйте ситуационную модель Врума – Йеттона.
- В чем суть адаптивного руководства?
- В чем заключаются организационные изменения?
- Охарактеризуйте модель управления изменениями в организации.
- Назовите приемы преодоления сопротивления организационным изменениям.
- В чем суть концепции организационного развития?
- Перечислите основные мероприятия по осуществлению организационных изменений, предлагаемых в соответствии с концепцией организационного развития.