Понятие методического уровня методологии исследования
Методический уровень методологии направлен на решение узких, конкретных вопросов частнонаучных проблем.
Применяются различные методы и приемы, позволяющие решить частные задачи управления организацией и организационным поведением. К основным методам относятся следующие:
- экстраполяции
- функционально-стоимостной
- индексный и параметрический
- элиминирования
- swot-анализ
- стандартных оценок
- сравнительных анкет
- вынужденного выбора
- шкалы рейтинговых поведенческих установок
- моделирования ситуаций
- ситуационных интервью
- экспертный
- организационного проектирования
Самоменеджмент, его понятие, место и роль в производственно-системном подходе в теории орг-ции и ОП.
Самоменеджмент – это управление руководителем самим собой в процессе профессиональной деятельности. Процесс самоменеджмента включает основные функции (самопланирование, самоорганизация, самоконтроль) и связующие (самомотивация и принятие решений).
Цели, задачи и методы самопланирования регламентированы соответствующими целями, задачами и методами управления в процессе плнировнаия.
Существует так называемая «я-концепция» руководителя, которая выступает системообразующей. Учитывает 12 аспектов:
- я духовное
- я физическое
- я интеллектуальное
- я профессиональное
- я в прошлом
- я в будущем
- я сегодня
- я семейное
- я социальное
- я психологическое
- я реальное
- я идеальное
Модель самоорганизации включает те же компоненты, что и модель самопланирования. Но здесь содержание элементов определяется технологиями менеджмента, структурой профессиональной деятельности. Самоконтроль также включает аналогичные компоненты.
К основным функциям самоменеджмента относятся: производственный самоменеджмент, финансовый с-т, с-т маркетинговой деятельности руководителя и с-т руководителя в управлении персоналом. Эффективность управленческой деятельности от качества реализации этих функций.
Сущность понятия «организация», основные характеристики орг-ции как объекта управления, критерии, используемые для классификации организаций.
Рассмотрим организацию как социально-экономический институт. Для возникновения организации необходимо наличие трех обязательных условий:
1. Наличие двух и более людей, которые считают себя группой
2. Наличие одного или нескольких ориентиров, к которым стремятся все члены группы
3. Наличие членов группы, которые мобилизуют, координируют, направляют деятельность других, чтобы достичь единой для всех цели.
Организация – сознательное объединение людей для достижения общей цели для всей экономической системы.
Для существования организации необходимо постоянно взаимодействовать с внешней средой, получать ресурсы, изготавливать продукт, затем передавая его во внешнюю среду. Иными словами, необходимо планировать, координировать и контролировать процессы – управлять организацией.
Организация – открытая система, она взаимодействует с внешней средой.
Типы организаций:
По формальному признаку: формальные (имеют четкую цель, жесткую систему правил) и неформальные (существуют сами по себе: семья, друзья)
По признаку права собственности: частные, государственные, иностранные, муниципальные и др.
По признаку результата деятельности: коммерческие, некоммерческие (общественные орг-ции, религиозные).
По правовому статусу или организационно-правовой форме: товарищества, ООО, ОАО, ЗАО, кооперативы.
По размеру: малые (до 100 чел), средние (100-300), крупные (более 300).
По производственному признаку: добывающие, перерабатывающие, оказывающие услуги и др.
БИЛЕТ 7
7.Методы, применяемые при проведении частнонаучных исследований.
1)Комплексный подход предполагает при исследовании проблем организации и организационного поведения учитывать как внутреннюю, так и внешнюю среду организации, т.е. не только внутренние, но и внешние факторы – экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. К сожалению, многие из них в практике учитываются далеко не всегда.
2)Интеграционный подход: сущность интеграционного подхода заключается в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).Под интеграцией понимается объединение субъектов управлений для усиления взаимодействия всех элементов системы управления организацией
3)Ситуационный подход: Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации. При таком подходе система управления организацией и организационным поведением в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
4)Маркетинговый подход предполагает проектирование организации и организационного поведения на основе результатов маркетинговых исследований. Управление организацией и организационным поведением в этом случае должно быть направлено на обеспечение ориентации деятельности организации на потребителя – это является главной целью
5)Нормативный подход исходит из того, что анализ любой системы управления связан с учетом совокупности нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности управленческий аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например, нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками.
6)Поведенческий подход Сущность поведенческого подхода заключается в создании всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника и осознания ими собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для руководителя приобретает изучение разных поведенческих теорий, позволяющих получить от подчиненных нужное организационное поведение.
7)Функциональный подходСущность функционального подхода заключается в том, что повышение результативности деятельности организации рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее повышения.
30.Модель процессно-системного самопланирования деятельности руководителя,ее понятие.
Концепция процессно – системного управления есть результат интеграции процессного и системного подходов по формуле «система в процессе». Сущность его заключается в том, что любое управляемое или самоуправляемое явление следует рассматривать, с одной стороны, как совокупность последовательных действий (процесс), с другой – как систему подсистем этих действий, т.е. управление организацией и организационным поведением должно исследоваться как система подсистем процессуальных функций.
Согласно такому подходу любой процесс управления (включая и процессы организационных изменений) предполагает три этапа:
1)подготовительный,
2)основной;
3)заключительный.
На каждом этапе процессуальные функции составляют сложную открытую систему. Все три системы объединены целевым управлением и имеют собственный механизм функционирования.
Процессно – системный подход является вариантом реализации метода «белого ящика» в системном исследовании. В качестве примера рассмотрим его использование для исследования и проектирования самоменеджмента руководителя в менеджменте организации.