Стратегический менеджмент

Вопросы к комплексному государственному экзамену

По направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент»

Теория менеджмента, Антикризисное управление, Деловые коммуникации,

Логистика, Менеджмент качества, Стратегический менеджмент

Теория менеджмента

1. Сущность и содержание концепции менеджмента.

2. Сравнительный анализ моделей менеджмента. Особенности российской модели менеджмента.

3. История становления, представители и развитие научных школ менеджмента.

4. Система управления: структура, основные элементы, оценка эффективности.

5. Содержание, особенности и модели корпоративного управления.

6. Сущность и содержание функций менеджмента.

7. Классификация и характеристика методов менеджмента.

8. Мотивация профессиональной деятельности.

9. Управленческие решения: понятие, классификация, методы и модели принятия.

10. Место и роль групповой динамики в управлении.

11. Природа и причины конфликтов. Типы конфликтов. Управление конфликтами.

12. Лидерство. Типы отношений лидерства. Концепции лидерства.

13. Коммуникации в управлении: типы, виды сетей коммуникаций, коммуникационные стили. Построение эффективных коммуникаций.

14. Кадровый менеджмент: кадровая политика, подбор, оценка, расстановка и обучение персонала.

15. Роль и значение корпоративной культуры в менеджменте.

Антикризисное управление

1. Кризис и его роль в процессах социально-экономического развития.

2. Причины возникновения кризисных ситуаций.

3. Возможные последствия в результате разрешения кризиса.

4. Сущность антикризисного управления.

5. Факторы, влияющие на эффективность антикризисного управления.

6. Принципы проведения эффективного контроля на кризисном предприятии.

7. Реструктуризация предприятия и ее эффективность.

8. Сущность банкротства. Процедуры банкротства.

9. Неплатежеспособность предприятия и меры ее восстановления.

10. Сущность санации предприятия, ее цели и задачи.

11. Понятие арбитражного управляющего.

12. Функции временного управляющего.

13. Функции конкурсного управляющего.

14. Методы оценки инвестиционного риска.

15. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии.

Деловые коммуникации

1. Нравственные основы делового общения.

2. Назначение делового этикета.

3. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством.

4. Правила общения по телефону и другим электронным средствам связи.

5. Особенности публичного выступления.

6. Требования к деловой письменной речи.

7. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы.

8. Роль руководителя в становлении коллектива.

9. Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения.

10. Ролевое поведение в деловом общении.

11. Проблема самоподачи в деловых отношениях.

12. Факторы, способствующие и препятствующие росту эффективности человеческой деятельности.

13. Подготовка и проведение переговоров.

14. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними.

15. Деловые совещания и их виды.

Логистика

1. Предпосылки возникновения и развития логистики.

2. Понятие материального потока. Классификация материальных потоков. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.

3. Классический и системный подход к организации материального потока.

4. Логистические операции. Понятие, виды.

5. Функции логистики: оперативные, координационные.

6. Логистические системы. Понятие, виды.

7. Логистические каналы и логистические цепи.

8. Концепция и основные принципы логистики.

9. Цель логистики. Экономический эффект от использования логистики.

10. Задача выбора поставщика в закупочной логистике.

11. Системы управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем.

12. Запасы в логистике. Виды запасов. Определение оптимального размера запаса.

13. Основные задачи логистики складирования.

14. Информационные системы в логистике.

15. Логистический подход в организации товародвижения.

Менеджмент качества

1. Понятие «качество», основные термины и определения. Значение качества в современных условиях.

2. Пирамида качества, ее составляющие. Многоаспектность проблемы качества.

3. Зарубежные модели менеджмента качества: модель Деминга, модель Джурана, модель Фейгенбаума, модель Исикава, модель Кано.

4. Эволюция научных подходов к менеджменту качества.

5. Модель всеобщего менеджмента качества (TQM).

6. Система менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000.

7. Процессная модель системы менеджмента качества.

8. Цикл PDCA (цикл Деминга).

9. Отраслевая сертификация систем менеджмента качества.

10. Классификация видов производственного контроля.

11. Организационные методы управления качеством.

12. Социально-психологические методы управления качеством.

13. Экономические методы управления качеством.

14. Организационно-технические методы управления качеством.

15. Комплексные методы менеджмента качества.

Стратегический менеджмент

1. Концепция стратегического управления.

2. Характеристика прескриптивных и дескриптивных школ стратегического менеджмента.

3. Типология концепций стратегических перемен.

4. Классификация стратегий на основе матрицы роста товара-рынка (матрица И.Ансофа).

5. Размеры организаций в контексте стратегического менеджмента.

6. Схема эталонных стратегий М. Портера.

7. Содержание и особенности принятия стратегического решения в зависимости от иерархического уровня.

8. Стратегическое видение и миссия организации.

9. Типология портфельных стратегий.

10. Матрица BCG как инструмент стратегического анализа.

11. Роль и значение PEST-анализа в процессе стратегического управления.

12. Сущность и содержание SWOT-анализа.

13. Изучение профиля объекта в целях совершенствования стратегического положения организации.

14. Стратегии развития бизнеса по Ф. Котлеру.

15. Классификация стратегий по Томпсону-Стрикленду.

Рассмотрено и утверждено на совете

Института экономики НОУ ВПО «МАЭП»

Протокол № 1 от 01.09.2014 г.

Заведующий кафедрой

менеджмента и маркетинга,

к.э.н., доцент Колесников А.В.

Зам. директора Института экономики

к.э.н., доцент Эрнст О.А.

Наши рекомендации