Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты
1.Развитие общества вступило в новую постиндустриальную, информационную эпоху, когда движущей силой стал инновационный характер капитала.
2. Возникла самостоятельная область науки — инноватика, в которой важнейшая роль отводится инновационному менеджменту.
3. Инновационная деятельность — это деятельность, связанная с использованием и коммерциализацией научных исследований и разработок с целью обновления и расширения номенклатуры продукции, совершенствования технологии с последующим внедрением и реализацией на рынках.
4. Инновационный менеджмент — одна из форм общего менеджмента, объектом которой выступают специфические, сложные и масштабные инновационные процессы. Понятие «инновационный менеджмент» объединяет в себе три аспекта: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия решения, аппарат управления инновациями.
5. В развитии инновационного менеджмента выделяются четыре этапа: факторный подход, функциональная концепция, системный подход, ситуационный подход.
6. Основная цель инновационного менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить долговременное функционирование инновационного предприятия на основе рациональной организации инновационных процессов.
7. Основная задача инновационного менеджмента — обеспечить гармоничное развитие инновационного предприятия.
8. Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные (предметные) и обеспечивающие, в том числе социально-психологические и технологические (процессуальные).
9. Основные функции определяют содержание процесса управления инновационной деятельностью и включают в себя формирование целей, планирование, организацию и контроль.
10. Обеспечивающие функции способствуют эффективной реализации основных функций.
В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.
Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как:
1) научные подходы к инновационному менеджменту;
2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного,
структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.
Функции менеджмента:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Методы менеджмента:
1) организационные;
2) административные;
3) экономические;
4) социально-психологические.
Виды инновационного менеджмента
Различают стратегический, функциональный и оперативный виды ИМ (см. табл.2). Стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.
Функциональный и оперативный ИМ направлены на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществления действенного контроля.
Другая классификация функций:
1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;
2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.
Функции субъекта управления:
1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;
2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;
3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;
4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;
5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;
7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрениях процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.
Функции объекта управления:
1) рисковое вложение капитала в инновационный проект;
2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;
3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.