Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы (для учащихся 9-го класса)
Анкета Дата. Ф.И. Класс .
Дорогой друг!Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...а) получения образования;б) поступления в вуз;в) будущей профессии;г) ориентировки в жизни;д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...а) не было школы;б) не жил в России;в) не воля родителей;г) не получал знания;д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...а) хорошие отметки;б) успехи в учебе;в) приложенные усилия;г) мои способности;д) выполнение домашнего задания;е) мои личные качества.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...а) работать, жить и наслаждаться жизньюб) закончить школу; в) доставлять пользу людям;г) обучение.
5. Моя цель на уроке...а) усвоить что-то новое;б) пообщаться с друзьями;в) слушать учителя;г) получить хорошую оценку;д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...а) тщательно обдумываю ее;б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;в) сначала стараюсь понять ее суть;г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю.
7. Самое интересное на уроке — это...а) общение с друзьями;б) общение с учителем;в) изучение новой темы;г) объяснения учителем нового материала;д) получать хорошие отметки; е) отвечать устно.
III
8. Я изучаю материал добросовестно, если...а) он для меня интересен;б) у меня хорошее настроение;в) меня заставляют;г) мне не дают списать;д) мне надо исправить плохую отметку;е) я его хорошо понимаю.
9. Мне нравится делать уроки, когда...а) ничто меня не отвлекает;б) они несложные;в) остается много свободного времени, чтобы погулять;г) я хорошо понимаю тему; д) нет возможности списать;е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...а) деньги, которые я заработаю в будущем;б) родители и (или) учителя; в) чувство долга;г) низкие отметки; д) желание получать знания;е) общение.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...а) ожидаю одобрения окружающих;б) мне интересна выполняемая работа;в) мне нужна высокая отметка;г) хочу больше узнать;д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...а) моей упорной работы;б) заискивания перед учителем;в) подготовленности и внимания на уроках;г) моего везения;д) получения качественных знаний;е) помощи родителей или друзей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от:а) настроения;б) трудности заданий;в) моих способностей;г) приложенных усилий и старания;д) моего везения;е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал; б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;в) считаю нужным всегда так поступать;г) меня не будут ругать за ошибку;д) я уверен, что отвечу хорошо;е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...а) ничего не предпринимаю;б) прибегаю к помощи товарищей;в) мирюсь с ситуацией;г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;д) надеюсь, что разберусь потом;е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Ошибившись при выполнении задания, я...а) выполняю его повторно, исправляя ошибкиб) теряюсь;в) прошу помощи у товарищей;г) нервничаю;д) продолжаю думать над ним; е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...а) обращаюсь за помощью к товарищам;б) отказываюсь от его выполнения;в) думаю и рассуждаю;г) списываю у товарища;д) обращаюсь к учебнику;е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...а) требуют большого умственного напряжения;б) не требуют усилий;в) письменные;г) не требуют сообразительности;д) сложные и большие; е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатовДальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).
Таблица 14Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
- | I | ||||||
- | |||||||
- | - | II | |||||
- | |||||||
III | |||||||
Таблица 15
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26—28 | 24—27 | 22—25 | 70—80 |
II | 22—25 | 20—23 | 17—21 | 57—69 |
III | 18—21 | 15—19 | 13—16 | 44—56 |
IV | 15—17 | 9—14 | 7—12 | 29 – 43 |
V | до 14 | до 8 | до 6 | до 28 |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов. Таблица 16Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов
Варианты ответов | Номера предложений | ||
А б в г д е | И П У С О П | П И В В О У | О П И П В У |
Условные обозначения мотивов:У — учебный мотив;С — социальный мотив;П — позиционный мотив;О — оценочный мотив;И — игровой мотив;В — внешний мотив.
Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | IV | |
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | V | |
+5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | VI | |
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |