Организационные структуры управления предприятий сектора досуга
Сектор досуга это не только забавы и развлечения, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из года в год.
Москва является крупнейшим городом Европы, в котором на данном этапе развития экономики страны находятся наибольшие финансовые и экономические возможности для получения прибыли начинающим и уже успешно работающим бизнесменами, компаниями и фирмами.
Постоянно растет число людей, становящихся материально обеспеченными и способными потратить значительную часть своего бюджета на проведение своего досуга вне дома. В последние несколько лет необычайно популярны стали ночные клубы, предлагающие своим клиентам блюда различных кухонь, спиртные напитки, музыкальные программы и некоторые другие развлечения. Наряду с клубами вечером молодежь может посетить дорогостоящие, но популярные дискотеки.
В дневное время все большее число успешно работающих людей стало уделять свое внимание спорту, поддержанию хорошей физической формы. Посещая при этом теннисные корты, бассейны, тренажерные залы и другие спортивные места. Можно сказать, что ведение здорового образа жизни становится привычным.
Проект мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Бумеранг» г. Москва. | |||||||||
Аналитическая часть | Лит. | Масса | Масштаб | ||||||
Изм | Лист | Фамилия | Подпись | Дата | |||||
Разработ. | Елисеева | ||||||||
Консульт. | Мартыненко | ||||||||
Руковод. | Мартыненко | Лист | Листов | ||||||
Зав. Каф. | Зайцева | Кафедра: «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса» | Институт туризма и гостеприимства, (филиал МГСУ ) | ||||||
Рецензент | |||||||||
На фоне постоянно растущего числа людей, способных оплатить свои развлечения необычайно привлекательными выглядят места, где сочетаются как спортивные, так и развлекательные услуги, способные удовлетворить требования клиентов.
Опрос, проводимый на сайте www.club.ru в ноябре 2003 года показал, что боулинг и бильярд сейчас очень популярны в Москве. Во время опроса было опрошено 535 человек, результаты опроса представлены на рис. 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1. Структура предпочтений мест отдыха.
Из рис. 2.1 видно, что больше всего опрошенных предпочитают посещать боулинги и бильярды (48,1%) и меньше всего опрошенных предпочитают посещать казино (10,2%). Скорее всего, это может быть связанно с тем, что в последнее время во всем мире, в том числе и в Москве, очень популярно стало вести здоровый образ жизни, а боулинг и бильярд это в первую очередь все-таки спорт, а уж потом и развлечение. В то время когда казино, как вид отдыха, является довольно таки дорогим, и по карману только состоятельным людям. Это очень хорошо подтверждают и данные представленные на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Структура частоты посещаемости боулинг и бильярд клубов.
Из диаграммы представленной на рис.2.2 видно, что из 535 опрошенных респондентов 52,6% посещают боулинг и бильярд клубы несколько раз в месяц, а это говорит о популярности этих видов спорта и отдыха. Однако значительная доля опрошенных (33,1%) посещают боулинг и бильярд клубы несколько раз в неделю, эти люди, скорее всего, занимаются профессионально этими видами спорта. Среди опрошенных людей, есть также и такие которые вообще не посещают такие заведения, но их очень мало, всего 5,9%.
Индустрия досуга относится к тем отраслям, которые постоянно привлекают предпринимателей. Переход к рыночной экономике сопровождался изменениями в деятельности предприятий индустрии досуга, которые направлены на повышение конкурентоспособности. В этой связи особенно в крупных городах постоянно растет число предприятий индустрии досуга, относящихся к разным ценовым и ассортиментным категориям. Только за последние три года количество предприятий в индустрии досуга увеличилось в 3,7 раза, с численностью работающих в 4 млн. человек. Это повысило конкуренцию и снизило общую рентабельность данного вида бизнеса.
В условиях современного рынка индустрии досуга основными критериями формирования его ассортимента является спрос потребителей. Спрос населения характеризуется его объемом, который представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и платные услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворенного спроса населения и миграцией денежных средств (по регионам). Известно, что основную часть денежных доходов, 85,4%, население тратит на покупку товаров и оплату услуг, причем накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах в структуре расходов составляют 7,8%, что характеризует неудовлетворенный спрос населения. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что весьма важным для предприятий индустрии досуга является прогнозирование спроса на предлагаемые услуги, и в этом предприятию может помочь правильная ассортиментная политика.
Одной из основных проблем предприятий индустрии досуга является сезонность на предлагаемые услуги, и соответственно колебания количества посетителейедприятий индустрии досуга,приятий индустрии досугаателей. в течение года. Учитывая сезонные изменения предпочтений потребителей, на рис. 2.3 и 2.4 показана средняя наполняемость боулинг и бильярд залов в зависимости от времени суток и времени года.
Рис. 2.3.Динамика наполняемости боулинг и бильярд залов в зависимости от времени суток.
Анализируя рис.2.3, можно сделать вывод о том, что боулинг и бильярд залы принимают посетителей и в обеденное время, этими посетителями являются школьники и подростки, а так же родители с маленькими детьми, которые предпочитают играть когда мало народу, но пик посещаемости приходится на время между 20 и 24 часами. После 24 часов количество посетителей значительно снижается.
Рис. 2.4.Динамика наполняемости боулинг и бильярд залов в соответствии в временным фактором (в среднем за день), в %.
Из рис. 2.4 видно, что наибольшее количество посетителей данные заведения принимают с середины декабря по март, а на август – сентябрь приходится самая низкая посещаемость. Это связано с тем, что наибольшее количество праздничных дней приходится на конец и начало каждого года. Низкая доля товарооборота в третьем квартале объясняется отъездом на летний отдых за пределы города. Проведенный анализ позволяет сказать, что предприятиям следует обратить внимание на те месяцы, когда объем продаж резко снижается и принять меры для привлечения посетителей именно в это время.
Подводя итог всему сказанному можно сделать вывод, что на данном этапе боулинг и бильярд клубы являются очень востребованными заведениями, однако для более эффективной деятельности этих предприятий необходимо постоянно изучать потребности потребителей и своевременно улучшать свое ассортиментное предложение.
2.2.Общая характеристика ООО «Бумеранг»
ООО «Бумеранг» расположено по адресу: г. Москва, Южнобутовская улица, дом 117. Телефон: (095)714-07-09 , 714-22-36, 714-22-63 E-mail: [email protected] ООО «Бумеранг» является спортивно-развлекательным центром. 10 мая 2003 года состоялось торжественное открытие первых двух залов клуба: ресторана и боулинга.
Дизайн внутренних помещений выполнен в оригинальном современном стиле. Для желающих отдохнуть и покушать в ресторане предлагается выбор блюд и напитков. В меню небольшое количество холодных и горячих закусок, горячих рыбных и мясных блюд, десертов, и напитков. Для любителей выкурить сигару имеется выбор сигар из разных стран. Так же в баре и ресторане регулярно проводятся презентации популярных напитков. Возможно организация корпоративных мероприятий, дней рождений и детских праздников по индивидуальному сценарию, так как ресторан вмещает одновременно до 100 человек.
Любителям боулинга предлагается поиграть на 8 дорожках, с оборудованием фирмы Brunswick. На время игры всем посетителям выдается специальная обувь. Для тех, кто увлекся игрой в боулинг или уже занимается им профессионально имеется pro-shop, в котором можно приобрести товары для профессиональной игры (профессиональные шары и обувь, сумки, футболки и носки, различные сопутствующие товары).
10 октября 2003 года в клубе был открыт зал с бильярдом. Здесь расположено - 5 столов пула, 5 столов русской пирамиды (приложение 1). Высококлассное оборудование бильярда позволит насладиться игрой и профессионалам, и любителям, и новичкам. В клубе также имеется бильярдный pro-shop.
Для маленьких посетителей клуба предлагается специальная детская обувь для игры в боулинг и ограничители дорожек (бортики), которые позволяют облегчить игру.
Часы работы:
пн-чт: 15:00-3:00, пт: 15:00-6:00,
сб: 12:00-6:00, вс: 12:00-3:00.
Стоимость боулинга за час игры:
пн-пт: 15:00-18:00 - 360 руб.; пн-чт: 18:00-3:00 - 660 руб.;
пт: 18:00- 6:00 - 750 руб.;
сб: 12:00- 6:00 - 750 руб.; вс: 12:00-3:00 - 750 руб.
Стоимость бильярда за час игры:
Пул:
пн-чт: 15:00-18:00 - 90 руб., 18:00-3:00 - 150 руб.;
пт: 15:00-18:00 - 90 руб., 18:00-6:00 - 180 руб.;
сб-вс: 12:00-3:00 - 180 руб.
Русский бильярд:
пн-чт: 15:00-18:00 - 210 руб., 18.00..3.00 – 300 руб.;
пт: 15:00-18:00 - 210 руб., 18:00-6:00 - 360 руб.;
сб-вс: 12:00-3:00 - 360 руб.
В клубе предлагается оплатить услуги наличными деньгами (рублями) или же кредитными картами.
Постоянным посетителям клуба предлагается приобрести клубные карты:
«Дисконт» (накопительная) – 500 руб.;
«Гостевая» (10%) – 10000 руб.;
«Золотая» (20%) – 15000 руб.
Для безопасности клиентов в клубе «Бумеранг» внедрена система охранного теленаблюдения, при входе находится металлоискатель, охрану клуба и посетителей ведут профессиональные охранники.
2.3. Анализ организационной структуры управления
ООО «Бумеранг».
Под организационной структурой управления спортивно-развлекательным центром понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. На данном предприятии используется так называемая линейно-функциональная
структура управления (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Организационная структура ООО «Бумеранг».
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
В ООО «Бумеранг» функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя (генерального директора). Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо через своего непосредственного начальника.
ООО «Бумеранг» имеет сложную разветвленную организационную структуру управления, с большим количеством функциональных связей.
В данной организационной структуре управления очевидны следующие недостатки:
Ø Чрезмерно развита система связей по вертикале, что может привести к чрезмерной централизации;
Ø Так как руководители функциональных подразделений проводят в жизнь свои решения либо через главного руководителя, либо непосредственно через исполнителей, то возникает недостаточно четкая ответственность за реализацию решений.
Ø Так же одним из важных недостатков является отсутствие некоторых подразделений, таких как: отдел маркетинга, и отдел снабжения.
Однако существует и преимущества данной оргструктуры:
ü Такой оргрструктурой проще управлять, так как существует один начальник, который выдает все распоряжения;
ü Вся ответственность за конечные результаты лежит на руководителе;
Для более детального ознакомления с выполняемыми сотрудниками функциями был проведен анализ функций управления, которые представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Закрепление функций за сотрудниками
спортивно-развлекательного центра «Бумеранг»
Должность | Вид деятельности |
Генеральный директор | Организация контроля за деятельностью предприятия |
Исполнительный директор | Организация и осуществление юридической, управленческой, маркетинговой деятельности, решение финансовых вопросов и ответственность за работу персонала предприятия в целом, а также отбор и подбор персонала. |
Главный бухгалтер | Организация и ведение бухгалтерского учета, уплата налогов, работа с банком, составление и сдача бухгалтерской отчетности. |
Бухгалтер | Составление и сдача бухгалтерской отчетности, выплата заработной платы. |
Менеджер смены | Снабженческая деятельность, ответственность за работу персонала, в непосредственное время. |
Шеф-повар | Составление меню бара и ресторана. Организация работы поваров, барменов, официантов. |
Начальник охраны | Организация охраны комплекса. |
Главный механик | Обслуживание и эксплуатация основного оборудования боулинга. Проверка исправности оборудования. Текущий и капитальный ремонт. |
Маркер | Ознакомление посетителей с правилами игры в бильярд. Расчет с посетителями бильярда. Работа с контрольно-кассовой машиной. |
Кассир-администратор | Подключение дорожек к игре. Обеспечение посетителей специальной обувью. Расчет с посетителями боулинга. Работа с контрольно-кассовой машиной. |
Механик | Устранение мелких неисправностей в работе оборудования в течение рабочей смены. |
Инструктор | Ознакомление посетителей боулинга с правилами игры и инструкциями пользования оборудованием. Уборка оборудования. |
Повар | Приготовление блюд по меню ресторана. |
Бармен | Организация обслуживания посетителей бара, ресторана, боулинга и бильярда. Ведение расчетов с посетителями, пользовавшихся услугами бара и ресторана. |
Официант | Непосредственное обслуживание клиентов в баре, ресторане, боулинге и бильярде. |
Технический персонал | Уборка служебных помещений, спортивных залов, ресторана, бара, туалетов. Соблюдение правил санитарии и гигиены. |
После проведенного анализа можно сделать вывод, что существует выполнение чужих обязательств некоторыми сотрудниками. Например, менеджер смены занимается снабженческой деятельностью, а эти функции должна выполнять служба снабжения. Так же наблюдается перегрузка функциями исполнительного директора. Такие функции как отбор и подбор персонала должна осуществлять кадровая служба. В тоже время на лицо отсутствие службы маркетинга или просто маркетолога, а для предприятия работающего в индустрии досуга и развлечения такая штатная единица просто необходима. Все функции маркетинговой деятельности должен исполнять сотрудник с высшим образованием по этой специальности, а не исполнительный директор, который и так сильно перегружен функциями.
нряющим новые потребности