Сущность и значение менеджмента

Содержание

Введение. 3

1. Методологические основы менеджмента. 5

1.1. Сущность и значение менеджмента. 5

1.2. Организация, как объект менеджмента. 8

1.3. Принципы менеджмента. 11

1.4. Функции менеджмента. 12

1.5. Формы и методы управления в менеджменте. 15

1.6. Виды менеджмента. 18

2. Анализ системы менеджмента ООО "Саймаан Лиикенне". 21

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 21

2.2. Анализ организационной структуры предприятия. 22

2.3. Оценка внешней и внутренней среды организации. 23

2.4. Оценка системы управления. 25

3. Заключение. 28

Список литературных источников. 30

Введение

С момента своего возникновения до настоящего времени менеджмент рассматривается как необходимый элемент рыночной экономики. В обобщенном виде его значение определяется тем, что менеджмент позволяет принимать грамотные управленческие решения.

Менеджмент и управление – взаимосвязанные понятия. Прежде всего, управление - это основа, на которой возник менеджмент. Управление имеет многовековую историю. На определенном этапе, а именно, в конце XIX- начале XX столетия, развитие управления привело к появлению менеджмента. В этот период времени стали возникать и быстро распространяться в США и в других странах акционерные компании. Собственники компаний все чаще нанимали особых работников – управленцев, которые явились прообразом будущих менеджеров.

Термин «менеджмент», прочно вошел в наш словарный обиход, заменив такие понятия, как «управление», «управленческая деятельность» и стал неотъемлемой частью работы любой организации.

Методология менеджмента – это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это возможность распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения.

Современный менеджмент отражает процессы, происходящие на разных уровнях управленческой иерархии - от предприятия до национальной экономики в целом. Независимо от уровня, формы и области применения менеджмент имеет общие фундаментальные основы.

Целью курсовой работы является характеристика форм и методов менеджмента.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

· раскрыть сущность менеджмента;

· описать объект и предмет менеджмента;

· описать функции менеджмента;

· охарактеризовать принципы и методы управления.

Объектом исследования выступает методологические основы менеджмента, связанные с выяснением природы данного явления и закономерностей его развития.

Предметом работы являются функции и методы менеджмента.

Работа состоит из двух глав. В первой главе описаны теоретические основы менеджмента, раскрыты его функции и методы. Во второй главе проводится анализ процесса управления на примере ООО «Саймаан Лиикенне».

Теоретической основой написания курсовой работы являются учебные пособия по менеджменту, материалы периодической печати, информационно-аналитические обзоры и интернет-ресурсы.

Методологические основы менеджмента

В данном разделе рассматривается общие основы современного менеджмента, обращается особое внимание на его функции, деятельность менеджера и национальные особенности менеджмента. Менеджмент анализируется, как система управления, которая сочетает в себе различные элементы в процессе планирования, координации и управлении социально-экономическими процессами.

Сущность и значение менеджмента.

Необходимость менеджмента в рыночной экономике определяется наличием организации, в которой люди работают для достижения общей цели и удовлетворения своих интересов. Управление организацией выступает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов. При этом особое значение имеют те функции, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации. Согласованность в совместной деятельности людей – суть управления.

Сущность менеджмента заключается в умении управленческого персонала координировать и объединять рабочую деятельность других людей с тем, чтобы направить их действия в нужное для организации русло, для достижения тех целей и задач, в реализации которых заинтересованы владельцы бизнеса. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности и доходности путем рациональной организации производственного процесса, оказания услуг.

Менеджмент можно понимать как процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей. Существуют так же и другие подходы к понятию менеджмента. Подходы к понятию менеджмента представлены на рисунке 1.

Сущность и значение менеджмента - student2.ru

Рисунок 1 – Подходы к понятию менеджмент

Для обеспечения стабильного получения и увеличения прибыли, повышения эффективности хозяйственной деятельности, удовлетворения потребностей рынка, решение социальных вопросов необходимо решать следующие виды управленческих задач:

· тактические – это поддерживание устойчивого функционирования организации;

· стратегические – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

При реализации любого вида управленческой деятельности возникает объект и субъект управления. Взаимодействие между субъектами и объектам управления в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным необходимо, чтобы субъект объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в тоже время были заинтересованы во взаимодействии. Если объектом менеджмента является организация, то к его субъекту относятся лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Менеджеры - это категория людей, которые составляют особый социальный слой общества, являются довольно влиятельной экономической и общественно-политической силой.

Принятие решений для менеджера выступает как его управленческий труд, который проявляется, трансформируется и реализуется в трех формах:

· эвристической - анализ внешней и внутренней среды в организации;

· функциональной - планирование и учет, организация, координация, мотивация, контроль;

· технической - процесс доведение решения до исполнителя.

Анализ внешней и внутренней среды в организации, т.е. адаптация - это некая связующая функция всех функций менеджмента и особенно метафункций – стратегии, инноваций и информации. Исходя из этих особенностей, можно сделать вывод о предмете менеджмента - это деятельность по организации и управлению персоналом и производством в самых разнообразных предприятиях и учреждениях.

Управленцы могут специализироваться на отдельных видах работ, поэтому можно выделить такие группы менеджеров, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по работе с персоналом. Но какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу. Такой задачей является получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

В организациях обычно выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена.

Есть менеджеры, которые отвечают за общие результаты работы организации и её стратегическое развитие. Выделяют также так называемых линейных менеджеров, управляющие определенными видами ресурсов. В том случае, когда менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, говорят о функциональных менеджерах.

К числу особенностей менеджмента следует отнести и то, что менеджер не обязательно руководитель. Он может выполнять свои функциональные обязанности, самостоятельно не имея подчиненных.

Менеджмент аккумулирует управленческий опыт и знания, это позволяет говорить о нем, как о науке управления. В разные периоды времени перед управленцами – практиками возникали проблемы, решение которых лежало за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. На первый план выходят проблемы гибкости и адаптивности организаций к постоянным изменениям внешней среды, которые вызвали необходимость управления средой организации.

Современный менеджмент помогает большому числу предприятий и организаций определять свое будущее развитие. В настоящее время, когда условия конкурентной борьбы заставляют ее участников постоянно совершенствовать формы и методы работы на рынке, менеджмент необходим для поиска наиболее эффективных управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, но помогает, вооружая инструментами решения конкретных проблем.

Говоря о значении менеджмента, следует обратить внимание на то, что в данном случае поле управления не ограничивается предприятиями и организациями, промышленностью, транспортом или другими отраслями. По мере своего развития общество становится все более организованным. Большинство общественных проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу. Иначе говоря, речь идет о менеджменте, как о системе управления обществом.

Наши рекомендации