Авторитет руководителя и пути его приобретения
Авторитет (от латинского auctoritas – власть, влияние) – это общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Понятие «авторитет» соотносят с другим, близким ему понятием «власть». Авторитет – понятие, отличное от власти, это влияние, исключающее принуждение. Власть определяется как возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства принуждения.
Авторитет руководителя базируется на двух источниках:
- должностном статусе (объективный фактор);
- завоеванном престиже (субъективный фактор).
Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.
Должностной авторитет определяется существующей системой субординации (соподчинения) в структуре управления. Предоставление руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных и иных актов, а также по принуждению своих подчиненных к их исполнению предполагает наличие авторитета. Однако правовой статус не более чем предпосылка, благоприятствующая утверждению авторитета. Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом. Его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей, принципиальностью, как человек требовательный и справедливый, нравственно чистоплотный.
Пути приобретения авторитета могут быть самыми разнообразными. Назовем некоторые из них.
1. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными, коллегами, вышестоящими руководителями.
2. Реальный авторитет руководителя складывается как единство авторитета должности и авторитета личности.
3. Авторитет зависит от стиля работы, деловых качеств, профессиональной компетентности, прямых результатов деятельности, способности к самостоятельным действиям, осуществляемым, не дожидаясь указаний свыше.
4. Руководитель может и должен требовать от подчиненных добросовестного и своевременного выполнения служебных обязанностей, независимо от того, в какой мере это им нравится.
5. Авторитет руководителя зависит от умения проявлять заботу о подчиненных, создавать условия, позволяющие им трудиться производительно, испытывать удовлетворение не только от результатов, но и от самого процесса труда, от окружающей обстановки.
Авторитет руководителя – величина переменная. Никогда не поздно его завоевать, но куда легче его потерять. Приобретается авторитет годами, по мере реализации своего профессионального и нравственного потенциала, но многое из завоеванного можно потерять в одночасье, преступив дозволенные границы поведения. Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым своим действием, полной самоотдачи.
Стили руководства
В современных экономических условиях успех любой организации зависит от ряда факторов, таких как решение финансовых вопросов, подбор персонала, организация процесса производства. Степень влияния данных факторов зависит от стиля управления, выбранного руководителем.
Руководитель каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Стиль управления имеет свое направление и содержание.
В процессе управленческой деятельности каждый руководитель выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Принятый стиль руководства может выступить в качестве характеристики качества деятельности руководителя, его способности эффективно управлять подчиненными, создавать в коллективе атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Стиль конкретного руководителя выражается в степени делегирования полномочий, типов власти, используемых им, и т.д.
От выбранного руководителем стиля зависит морально-психологический климат в коллективе, поведение подчиненных, а следовательно, и весь производственный процесс в организации.
Возможность руководителя завоевать авторитет находится в непосредственной зависимости от стиля его работы. Используя методы управления, каждый руководитель выполняет свои обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.
Стиль руководства – это совокупность типичных, относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных для эффективного выполнения управленческих функций, и тем самым стоящих перед социально-экономической системой задач.
Стиль руководства – это способ принятия решения и передачи задач исполнителям. Лучший стиль тот, который обеспечивает наилучшие результаты. Стиль руководства выражается, следовательно, в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
Стиль руководства находится в тесном отношении с методами управления. Функциональное назначение этих понятий идентично. Метод руководства – это совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действий. Метод – понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя. Стиль руководства в основе своей тоже объективен, но опосредуется индивидуальными свойствами руководителя. Метод и стиль тесно взаимосвязаны, так как метод есть содержание стиля, а стиль можно считать формой реализации методов. В практической деятельности руководитель применяет следующие группы методов: организационно-административные и правовые, экономические и социально-психологические.
Стиль формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. К объективным слагаемым стиля относятся: закономерности управления; специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности; социально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы, потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приёмы управления, используемые вышестоящими руководителями.
Субъективными слагаемыми стиля являются интеллект и общая культура руководителя; уровень профессиональной компетенции; особенности характера и темперамент; присущие руководителю нравственные ценности; умение внимательно относиться к запросам подчинённых; способность сплотить коллектив, создавать атмосферу увлечённости работой и др.
Субъективные и объективные элементы стиля переплетаются, что приводит к формированию уникального и неповторимого стиля управления.
Следовательно, в стиле руководства следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой - свойственные данному руководителю способы и приёмы осуществления управленческих функций.
Объективная составляющая складывается между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее распространённым является их классификация по признаку характера отношений между руководителем и подчиненным. С этой точки зрения принято выделять три наиболее общих стиля руководства: директивный (авторитарный, командно-административный), демократический (кооперативный), либеральный (свободный, попустительский, невмешивающийся).
Характеристика стилей руководства по параметрам взаимодействия руководителей с подчиненными представлена в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителей с подчиненным | Стили руководства | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
1. Приёмы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненными | Ждёт указаний от руководства или решения совещания |
2. Способ доведения решения до исполнителей | Показывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает |
3. Распределение ответственности | Берёт на себя или перекладывает на подчинённых | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность |
4. Отношение к инициативе | Подавляет | Поощряет, использует в интересах дела | Отдаёт инициативу в руки подчинённых |
5. Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников | Подбирает грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
Окончание таблицы 5.4
Параметры взаимодействия руководителей с подчиненным | Стили руководства | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
6. Отношение к недостаткам собственных знаний | Все знает - всё умеет | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчинённых |
7. Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Боится общения, общается с подчинёнными только по их инициативе |
8. Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист |
9. Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жёсткой дисциплины | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Требует формальной дисциплины |
10. Отношение к моральному воздействию на подчинённых | Считает наказание основным методом стимулирования. Поощряет только по праздникам | Использует различные виды стимулов, не всегда ориентируясь на праздники | Действует примерно так же, как и демократ |
Директивный (авторитарный) стиль отличается чрезмерной централизацией власти, доминированием единоначалия, самовластным решением большинства не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчинёнными. Руководитель-автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, жестко контролирует действия подчиненных, требует пунктуального следования его указаниям. Не признает своих ошибок, придерживается мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчиненных. Работает много, может идти на риск, но расчетливо, в общении с людьми подчас не выдержан, а то и груб, но не обязательно.
Данный стиль характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Лидер дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу.
Авторитарный стиль предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|