Авторитет - высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без убеждения или угрозы санкций.

Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

Ресурсы власти - все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Типы ресурсов:

  • Экономические ресурсы - это материальные ценности.

§ Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга.

§ Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения.

§ Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты фи­зического принуждения и специально подготовленные для этого люди.

В соответствии с типами ресурсов выделяют типы власти:

§ Экономическая власть - это контроль над экономическими ре­сурсами, собственность на материальные ценности различного рода.

§ Социальная власть - распределения позиций на социальной лест­нице - статусов, должностей, льгот и привилегий.

§ Культурно-информационная власть - это власть над людьми с по­мощью научных знаний, информации и средств их распространения.

§ Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы примене­ния физической силы.

Особо выделяется политическая власть - право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь убеждения и цели, затрагивающие интересы всего общества. Государственная власть яв­ляется разновидностью политической власти (в контексте, где это не указано отдельно, они употребляются как синонимы).

Черты политической (государственной) власти:

1) легальность использования силы в пределах государства;

2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность;

4) моноцентричность, наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие применяемых ресурсов

6) направленность на интересы общества в целом

7) суверенитет (независимость от иных видов власти)

Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства.

Политическое господство - структурирование в обществе отно­шений командования и подчинения, организационное и законодатель­ное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполни­тельской деятельности - с другой.

Функции политической власти:

1) принятие целей развития общества

2) управление общественными процессами

3) обеспечение стабильности в обществе

4) интеграция общества.

Власти присуще две характеристики: легальность (законность) и ле­гитимность. Эти два понятия не всегда взаимосвязаны. У политиче­ской власти должна быть хотя бы одна из этих характеристик.

Политическая легитимность - положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться.

Типы легитимности:

1. Традиционная легитимность - обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священ­ность издревле существующих порядков.

2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключи­тельные качества, чудесный дар (харизму), руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Основана на рационально понятом интересе, который побужда­ет людей подчиняться решениям власти, принимаемых на основе де­мократических процедур.

4. Идеологическая легитимность. Основана на умении определён­ного человека заражать людей своими идеями и желании людей следо­вать им.

Государство, его функции

Государство - в широком смысле - общность людей, представляе­мая и организуемая органом высшей власти и проживающая на опреде­ленной территории.

§ в узком смысле - центральный институт политической систе­мы, система учреждений, обладающая суверенной властью на опреде­ленной территории.

Признаки государства:

  • отделение публичной власти от общества;
  • территория, очерчивающая границы государства;

§ суверенитет, т.е. верховенство и независимость власти на опреде­ленной территории;

§ монополия на легальное применение силы, физического принуж­дения;

§ право на взимание налогов и сборов;

§ обязательность членства в государстве;

§ претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага;

§ наличие армии;

§ государственная символика (герб, флаг, гимн).

Функции государства:

1. Внутренние:

  • политическая - реализация власти, обеспечение единства общества;

§ экономическая - осуществление мер государственного регулиро­вания экономики;

§ социальная - развитие образования, здравоохранения, культуры, социальная поддержка незащищенных слоев;

§ идеологическая - формирование общегражданских, патриотиче­ских ценностей.

2. Внешние:

  • обеспечение безопасности;
  • международное сотрудничество;
  • участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

Формы государства классифицируются по трем характеристикам:

1. Форма правления

2. Форма государственного (территориального) устройства

3. Политико-правовой режим (см. п. 4.4)

1. Форма правления - организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, долж­ностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу органи­зации власти, ее формальному источнику на:

  • монархии (формальным источником власти является одно лицо);
  • республики (формальным источником власти является весь на­род).

Монархии делятся на:

§ абсолютные (вся полнота реальной власти принадлежит монарху и ничем не ограничена);

§ конституционные (власть монарха ограничена законом). Конституционные монархии делятся на:

§ дуалистические (монарх осуществляет функции исполнительной власти, а законы принимает парламент; монарх может распустить пар­ламент);

§ парламентские (монарх практически не имеет реальной власти, играет лишь представительские функции).

Республики делятся на:

§ парламентские (правительство формируется парламентом и от­ветственно перед ним, глава правительства - премьер-министр, прези­дент практически не играет реальной политической роли);

§ президентские (правительство формируется президентом и от­ветственно перед ним, пост премьер-министра отсутствует, президент не имеет права распустить парламент, а парламент - отправить в от­ставку правительство);

§ полупрезидентские (смешанные) (правительство формирует­ся президентом с согласия парламента и ответственно как перед пре­зидентом, так и перед парламентом, существует пост премьер мини­стра).

2. Форма государственного (территориального) устройства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Формы территориального устройства государства:

  • унитарная;
  • федеративная.

Унитарное государство - единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Единая конститу­ция и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, ор­ганы составляют единую систему, действуют на основе единых право­вых норм.

Федерация - это устойчивый государственный союз, самостоя­тельных в пределах распределенных между ними и центром компе­тенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное граж­данство. Члены федерации - соучастники общегосударственного су­веренитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Также в качестве формы территориального устройства иногда выделяется конфедерация - устойчивый союз государств, не теряющих пра­ва одностороннего выхода из союза.

Согласно статье 1 Конституции РФ, «Российская Федерация - Рос­сия есть демократическое федеративное правовое государство с респу­бликанской формой правления». В России установлена смешанная ре­спублика.

Политическая система

§ это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Функции:

1. Управляющая - руководство остальными сферами жизни.

2. Целеполагающая - определение целей и задач общественного развития.

3. Интегративная - поддержание целостности общества.

4. Регулирующая - упорядочение общественных отношений, выра­ботка социальных норм.

Политическая система состоит из подсистем (компонентов):

§ институциональная или организационная (государство, партии, общественно-политические движения);

§ нормативная (политические, моральные, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, традиции политического пове­дения);

§ функциональная (формы и направления политической деятельно­сти, методы осуществления власти);

§ коммуникативная (связи и взаимодействия между политической системой и другими подсистемами, политическими системами различ­ных государств, между элементами политической системы);

§ культурно-идеологическая (политическая психология, культура, идеология).

Элементы политической системы в РФ:

  • Президент,
  • Федеральное Собрание,
  • Правительство,
  • местные орга­ны самоуправления,
  • политические партии и иные политические орга­низации.

Наши рекомендации