Организация как объект менеджмента. Тема 2: Внутренняя и внешняя среда организации
Тема 2: Внутренняя и внешняя среда организации
1. Организация как объект менеджмента
2. Внешняя среда организации: понятие, составные элементы
3. Внутренняя среда организации
4. Интеграционные процессы в менеджменте
Организация как объект менеджмента
Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация – это сознательное объединение людей, для достижения определенных целей.
В менеджменте организация – это самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию или оказывающий услуги.
Признаки организации:
1. Наличие цели, к достижению которой стремятся члены организации
2. Совместная деятельность членов организации (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.
3. Наличие ресурсов (люди, материалы, технология и информация) которые необходимо преобразовывать для достижения целей организации.
4. Связь с внешней средой. Организации зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
5. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Разделение труда – это качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями (служит основой их дальнейшей специализации). Разделение труда может быть постадийным, соответствующим последовательным этапам превращения исходных ресурсов в конечный продукт или услугу – горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда осуществляется по уровням управленческой иерархии, т.е. между руководителями и подчиненными.
6. Обособленность, которая выражается в замкнутости внутренних процессов, наличием границ отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
7. Саморегулирование – самостоятельное решение тех или иных вопросов организационной жизни. Оно осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающих их единство.
8. Организационная культура – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и поведение людей.
Жизнедеятельность организаций протекает подчиняясь действию определенных законов:
1. закон синергии – гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
2. закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Разделение дополняется объединением, специализация – универсализацией, дифференциация – интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно, существенно увеличивать организационный потенциал.
3. Сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. [Например, при раздутом штате работники слоняются без дела и мешают друг другу. в то время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. И в том и в другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.
4. Закон композиции – функционирование всех без исключения элементов организации в той или иной степени подчиняются общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.
5. Закон самосохранения – предполагает, что любая организация, так же как и ее элементы, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдение ряда условий: недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости (конфликтов, перестроек, изменение рангов ключевых фигур и т.д.), экономию и рациональное использование ресурсов, расширение сфер деятельности.
6. Закон информированности. Порядок в организации зависит от информированности ее членов о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
7. Закон онтогенеза – жизнь любой организации состоит из 3 основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становление, развитие и угасание. Задача руководителя максимально сократить первую фазу, продлить вторую и отсрочить наступление третьей.
Современные организации очень разнообразны и классифицируются по определенным критериям:
Классификация организаций:
1. По легитимности деятельности:
- официальные (формальные) – создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными (все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы).
- неофициальные (неформальные) – складываются стихийно и существуют как совокупность незафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели (дружеские отношения).
2. По формам собственности:
- частные
- государственные
- муниципальные
- семейные
3. По отношению к прибыли, как к главной цели деятельности:
- коммерческие - преследуют цель извлечения прибыли
- некоммерческие – преследуют другие цели
4. По организационно-правовым формам: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.
5. По принадлежности к той или иной отрасли экономики: организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.