Этапы развития арт-индустрии в России. Современное состояние российского арт-рынка
Первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка).
1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции.
1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики)
Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др.
Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 1) плановая модель (администраторский тип); 2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации).Отсутствие института экспертов и
профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса ; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка.
Потенциал российского арт-рынка. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России. Престижность инвестиций в произведения искусства. «Теневая» сторона российского арт-бизнеса
Арт-рынок как полифункциональное социокультурное явление (функции арт-рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, стимулирующая и регулирующая, художественно-эстетическая). Своеобразный посредник взаимоотношения художника и публики. Сложная многоуровневая система инфраструктуры. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России.
Проблема стремительной криминализации арт-рынка. По утверждению экспертов, по темпам роста и доходности теневой арт-бизнес сегодня может сравниться с подпольной торговлей оружием и бриллиантами. Почему преступления против искусства практически ненаказуемы. Отсутствие разработанного законодательства. Остаются нерешенными многие проблемы в развития сферы культуры. В их числе:
1. Отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики.
2. Заметное снижение культурно-образовательного уровня населения.
3. Значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения.
4. Региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма.
5. Снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений.
6. Крайне неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований.
7. Значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг.
8. Недостаточный уровень отечественной кинопродукции, ее идейного содержания, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
9. Дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек.
10. Недопустимо низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объѐм финансирования поддержки творческих коллективов. 11. Несоответствие уровня правового регулирования сферы культуры их значению для устойчивого развития государства и общества.
12. Отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры и туризма.