Критерии эффективности
Тема: Факторы эффективности менеджмента
Цели и задачи изучения темы
Выявить смысл понятия эффективности менеджмента и ее характеристики. Определить критерии эффективности.
Понятие эффективности менеджмента и ее характеристики
Эффективность менеджмента характеризует социально-экономическую и организационную стороны работы. Она построена не только на соизмерении затрат на ее выполнение и полученного результата, но и отражает степень организованности работы, удовлетворенность трудом, общую целенаправленность деятельности, экономический результат, положение организации во внешней среде. Можно иметь хорошую прибыль, но при этом высокую социально-психологическую напряженность в коллективе. Эффективность общей деятельности приемлема, но эффективность менеджмента оказывается низкой. В конечном счете, это приведет к кризису.
Эффективность менеджмента определяет устойчивость и перспективность развития. Она не всегда тождественна эффективности общей деятельности, может быть ниже ее, но желательно, чтобы она ее опережала.
Эффективность менеджмента - это сотрудничество людей в последовательном движении к общей цели, ценность которой превышает затраты ресурсов, энергии или усилий. Для обеспечения сотрудничества предназначен менеджмент, и эффективность его определяется всеми позитивными характеристиками этого сотрудничества - деловыми отношениями, условиями и оплатой труда, перспективой карьеры, занятостью, напряженностью деятельности (нагрузка, ритм, отдых), уверенностью в будущем, технической вооруженностью труда и пр.
Основные элементы управления эффективностью
Систему управления эффективностью бизнеса разумно анализировать как составляющую трех взаимоувязанных элементов:
Этики результативности - организационного контекста, культуры и менталитета сотрудников, в рамках которых компания стремится достичь тех или иных результатов.
Системы контроля и управления результатами бизнеса - систематических процессов, процедур и методологических подходов, которые используются для оценки результатов деятельности компании и обратного воздействия с целью их улучшения.
Системы управления эффективностью персонала - процессов и стимулов, используемых компанией для достижения максимального уровня отдачи от сотрудников.
Каждый из этих трех элементов включает в себя целый ряд направлений, которые должны быть тесно увязаны между собой. Так, управление эффективностью персонала включает параметры и критерии оценки работы сотрудников, процесс рассмотрения результатов их работы, обратную связь и
оргвыводы. При этом можно до бесконечности измерять эффективность работы сотрудников, но если результаты этих измерений не связать напрямую с заработной платой и карьерным ростом, то есть с системой мотивации, то эта работа будет совершенно бесполезной. Этика высокой результативности также формируется под воздействием эффективной системы мотивации и контроля, при четком определении целей и приоритетов компании, ясном и однозначном разделении полномочий и ответственности (рис.35).
Рис.35.Элементы управления эффективностью.
Критерии эффективности
Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента.
Критерии эффективности менеджмента - это количественные показатели (числа), характеризующие его результативность и экономичность.
В качестве критериев эффективности должны избираться такие показатели, которые дают возможность:
– прогнозировать ожидаемый результат - достижение организацией ее цели;
– оценивать фактическую степень достижения цели;
– сравнивать различные варианты достижения цели между собой.
Для этого критерии эффективности должны вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.
Примерами критериев эффективности менеджмента могут служить доход, прибыль (убытки), издержки, рентабельность, ликвидность, стабильность, рост и т. д.
Критерий эффективности менеджмента должен отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать целям, стоящим перед организацией. Так, если целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то естественно взять в качестве показателя ее успешности прибыль, а если цель некоммерческой организации – решение определенной социальной проблемы (например, снижение уровня безработицы), то показатель успешности должен свидетельствовать о ее решении (это может быть количество безработных на определенный день).
2. Быть связанным с внешней и внутренней обстановкой, в которой организация решает свои задачи. Так, если организация находится в состоянии кризиса, уместно использовать в качестве критериев эффективности такие, как стабильность, ликвидность и т. п. Если же организация процветает, на первый план выходят такие показатели, как рентабельность, прибыльность и т. п.
3. Обладать полнотой, достаточной для принятия необходимых решений. Например, широко известный показатель «тонно-километры» не позволяет судить, за счет чего достигнут требуемый результат: то ли за счет тонн (перегруз?), то ли за счет километров (далеко возили?).
4. Быть пригодным для использования, т. е. простым, понятным (иметь физический смысл) и выраженным в количественной форме. Вряд ли можно считать полноценными критериями эффективности качественные характеристики типа «ходовой товар», «высокое качество», «большой спрос» и т. п.
5. Быть доступным для получения. Так, некоторые критерии эффективности, имеющие статистическую основу (например, вероятности достижения определенной цели), безупречны с точки зрения теории, но требуют длительных и дорогостоящих экспериментов и сложных расчетов, что делает их малопригодными для практики.
Основной принцип выбора критерия эффективности обоснован в 1945 году академиком А. Н. Колмогоровым и состоит в установлении строгого соответствия между целью, которая может быть достигнута организацией в результате ее действий, и принятым показателем успешности. В этом смысле показатель успешности (критерий эффективности) называют целевой функцией.
3.Расчеты эффективного менеджмента1
В качестве примеров расчетов эффективного менеджмента будут рассмотрены:
* расчеты дохода, прибыли и рентабельности;
* расчеты коэффициентов эффективности деятельности фирмы;
* расчеты оптимального использования ресурсов.
Расчеты дохода, прибыльности и рентабельности
Доход предприятия – это финансовые поступления от всех видов его деятельности: выручка от операций по реализации продукции, работ и услуг, средства от реализации основных фондов (помещений, оборудования) и иного имущества предприятия, средства от внереализационных операций (доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям).
Прибыль (или чистый доход) предприятия – это разница между доходом (соответствующими финансовыми поступлениями) и затратами (расходами) на их получение:
ПР = Д – З
Прибыль предприятия облагается одним из главных налогов – налогом на прибыль. Разность между прибылью и налогом на прибыль называют чистой прибылью:
ЧПР = ПР-НПР
Прибыль, соответствующая бухгалтерским расчетам на определенную дату, называется балансовой прибылью.
Суммарный доход (суммарная прибыль) от операций по реализации продукции, работ или услуг (Дри), реализации основных фондов и иного имущества (Доф) и внереализационных операций (Двро) называется валовым доходом (валовой прибылью):
ВД = Дри + Доф + Двро
ВПР = ПРри + ПРоф + ПРвро
Прибыль от реализации продукции, работ или услуг рассчитывается как разность между соответствующей выручкой и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции (работ, услуг):
ПРри = Ври - Зри.
Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (себестоимость услуг), определяется правительством и включает расходы на использование в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также дополнительные расходы на подготовку и освоение новых видов продукции, работ или услуг.
1 Абчук А.В. Указ. соч.С.314.
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия представляет собой разность между их продажной ценой (ПЦ) и первоначальной (ПС) либо остаточной (ОС) стоимостью, с учетом инфляции:
где и – индекс инфляции.
В свою очередь, остаточная стоимость рассчитывается по формуле:
где ПИ – процент износа основных фондов за 1 год,
СИ – срок использования основных фондов.
Формула (16.5а) не применяется для расчета прибыли от реализации основных фондов (помещений, оборудования), малоценных и быстроизнашиваемых предметов, нематериальных активов (патентов, прав на привилегии, документации).
Прибыль от внереализационных операций представляет собой разность между доходами от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, дивидендов по акциям, а также другими доходами, не связанными с производством продукции и ее реализацией, и затратами (расходами) по этим операциям:
ПРвро = Двро- Звро
Важнейшим показателем эффективности единовременных и текущих затрат предприятия является рентабельность (процентный капитал). Рентабельность представляет собой отношение прибыли к единовременным либо текущим затратам, благодаря которым она была получена.
Различают рентабельность производства и рентабельность продукции (работ или услуг).
Рентабельность производства характеризует результативность использования имущества предприятия. Она представляет собой процентное отношение годовой прибыли (или чистой прибыли) к авансируемому капиталу. Авансированный капитал (АК) – это сумма среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС):
С помощью данного показателя можно определить срок, в течение которого авансированный капитал будет возвращен полностью. Так, если Рпроизв = 25 %, то это означает, что полный оборот капитала произойдет через 4 года
Рентабельность продукции, работ или услуг характеризует результативность текущих затрат предприятия. Она представляет собой процентное отношение прибыли к себестоимости продукции (работ или услуг) – затраты на ее производство и реализацию:
Данный показатель дает возможность определить целесообразность производства отдельных видов продукции, работ или услуг.
Вопросы для повторения
1. Что такое эффективность менеджмента?
2. Что такое внутренняя и внешняя эффективность?
3. Что такое критерии эффективности (показатели успешности) менеджмента?
4. Какие требования предъявляются к критериям эффективности менеджмента?
5. Как правильно рассчитать прибыль от внереализационных операций?
6. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономических, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
7. В чем различия эффективности менеджмента как управляющей системы и эффективности организации (бизнеса) как управляемой системы?
Резюме по теме
Эффективность менеджмента - это сотрудничество людей в последовательном движении к общей цели, ценность которой превышает затраты ресурсов, энергии или усилий.
Многозначность понятий эффективности менеджмента и успешности бизнеса не позволяет выбрать четкий комплекс и единственный критериальный показатель.
В большей степени многочисленные показатели оценивают отдельные стороны функционирования бизнеса. Единственным более-менее объективным и обобщающим показателем является стоимость бизнеса, позволяющая сопоставить эффективность организации на разных этапах ее развития, а также сравнить организации между собой.
Эффективность деятельности руководителя производства в большой степени определяется его специальными качествами, знаниями и умениями, уровнем профессиональной подготовки.