Теории и концепции менеджмента
Теории и концепции менеджмента |
Концепция управления по целям |
Теория «идеальной бюрократии» |
Теория «Х» и «У» |
Теория «7-С» |
Теория «Z» |
Теория “идеальной бюрократии”.
Разработал в 1920 году немецкий социолог Макс Вебер.
Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость:
- четкое разделение труда на базе функциональной специализации;
- жестко определенная иерархическая система распределения власти;
- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
- отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками;
- прием в организацию на основе компетентности и потребностей;
- четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице;
- стратегия пожизненного найма сотрудников.
Теория «7-С».
Разработали в 90-е годы ХХ в. американские исследователи Томас Питерс, Роберт Уотерман, Р Паскаль, Э Атос.
В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:
- стратегии;
- структуры;
- системы;
- штата;
- стиля;
- квалификации;
- разделенных ценностей.
Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных.
Концепция управления по целям.
Предложил в 50- годы ХХ в. выдающийся американский торетик в области управления Питер Друкер.
Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.
Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий.
Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.
Теория «Х» и «У».
Разработал в 60-е годы ХХ века американский ученый в области лидерства Дуглас Мак-Грегор.
В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:
- теория «Х» - обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;
- теория «У» - люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности. Управление типа «У» более эффективно.
Теория «Z».
Разработал в 1981 году американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления.
Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.
Идеи теории «Z»:
- долгосрочный наем кадров;
- групповое принятие решений;
- индивидуальная ответственность;
- тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;
- неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;
- неспециализированная карьера;
- всесторонняя забота о работниках.
Теория «Z» считается продолжением теории «Х» и «У».
Уровни менеджмента
Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. Такое разделение труда образует уровни управления.
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше - или нижестоящими звеньями.
Фактическое количество уровней в организации колеблется от одного - двух в малых организациях и до 8 –9 в крупных объединениях и корпорациях.
В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.
К низшему уровню управления относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы.
Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Институци- онный уровень управленческий уровень технический уровень |
Президент |
Вице- президент по маркетингу |
Вице- президент по производ- ству |
Вице- президент по финансам |
Высшее
Звено
Менеджер 1-го участка |
Менеджер 2-го участка |
Менеджер 3-го участка |
Среднее
Звено
Низовое
Мастер участка |
Мастер участка |
Мастер участка |
Мастер участка |
К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:
- менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);
- менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;
- менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.
Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Высший уровень управления – это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.
Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7% управленческого персонала.
Высший уровень управления организацией – (руководитель организации и его заместители)
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7 % управленческого персонала.
Средний уровень управления организацией –(заведующие, начальники отделов) – они координируют работу нижестоящих руководителей.
К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Низший уровень управления организацией –(руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и др. работниками и не имеющие в своем подчинении руководителей) (Мастера, бригадиры, контролеры, администраторы).
Это руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала.
Следует отметить, что на каждом уровне управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.
Вопросы для повторения:
1. Дайте определение менеджмента.
2. Перечислите цели и задачи менеджмента.
3. Проанализируйте развитие менеджмента на различных этапах.
4. Охарактеризуйте основные школы управления.
5. Дайте определение и перечислите категории менеджмента.
6. Дайте определение и перечислите принципы менеджмента.
7. Охарактеризуйте современные подходы к управлению и уровни управления.