Пример SWOT-анализа по гостинце «Балчуг Кемпински» (фрагмент)
По результатам проведенного SWOT-анализа были выявлены следующие факторы внешней среды, воздействующие на состояние и перспективы развития гостиницы (указаны по 2 – 3 фактора в качестве примера):
возможности (opportunities)- повышение интереса к Москве среди иностранных туристов, неудовлетворенный спрос на гостиничные услуги соответствующего уровня; строительство торгового центра Balschug Plaza в непосредственно близости от отеля.
угрозы (threats) – появление новых конкурентов и активная рекламная деятельность существующих конкурентов, изменение предпочтений клиентов гостиницы, угрозы бизнесу в связи с политическими и экономическими рисками, вытекающими из относительной нестабильности политической и экономической ситуации в России.
Среди факторов внутренней среды можно выделить следующие:
(сила (strength) – принадлежность к известной мировой сети отелей. широкий ассортимент основных и дополнительных услуг, эффективная система мотивации сотрудников (Up-selling).
слабость (weakness) – относительно устаревший номерной фонд (последний кап. ремонт был 10 лет назад), высокая текучесть кадров.
По результатам проведенного анализа можно построить матрицу SWOT-анализа (приводится фрагмент матрицы – поле СИУ).
Факторы внешней среды | |||
Возможности | Угрозы появление новых конкурентов и активная рекламная деятельность существующих конкурентов | ||
Факторы внутренней среды | Сила высокий финансовый и производственный потенциал гостиницы | Поле СИВ | Поле СИУ Мероприятия: реализация рекламных акций с России и за рубежом с целью стимулирования продаж услуг гостиницы |
Слабость | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Можно проводить SWOT- анализ не только по предприятию, но, например, и по региону (см. гиперссылки\SWOT-анализ региона.doc).
2. ФОРМУЛИРОВКА МИССИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ФИРМЫ
В широком понимании миссия – философия, предназначение, смысл существования организации. Например, «устойчивое развитие за счет индивидуального подхода к клиенту».
В узком понимании миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Хорошо сформулированная миссия проясняет: то, чем является организация, какой она стремится быть, показывает отличие организации от ей подобных. Например, миссия компании «Райзебюро ВЕЛЬТ» - российский туроператор, специализирующийся на организации деловых поездок для российских и иностранных бизнесменов, а также туристов в крупные города РФ выражена в нескольких фразах:
· содействовать развитию деловых и культурных связей между государствами и людьми;
· содействовать созданию имиджа России как полноправного и надежного делового партнера, привлекательного с точки зрения развития международных, деловых связей и культурно-исторического наследия;
· создавать систему гостеприимства, отвечающую требованиям качества мировых стандартов.
В заявлении о миссии компании «Мариотт» указывается: «Предназначение Марриотт Хотелз – предоставление услуг по размещению и обслуживанию, с целью создания прочного, длительного и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, владельцами, акционерами и обществом».
При определении мисси важно учитывать ценности компании. Например, отель «Советский» в качестве ценностей компании указывает: клиентоориентированность, стремление к возрастанию эксклюзивности и дифференциации, бренд и имидж компании являются ее ценностью, профессионализм и командный дух, благотворительность, видение будущего рынка, качество услуг и стремление к высочайшему уровню обслуживания, честность, ответственность, обязательность. Также отель определил для себя ценности компании относительно клиентов: высокий уровень стандартов обслуживания, ориентация на постоянных клиентов, стремление к созданию максимально возможного комфорта. Кроме того, выделяются ценности компании относительно учредителей и инвесторов: прибыльность, прозрачность, финансовая устойчивость, гарантии возврата инвестиций.
Основные ошибки при определении миссии организации: даются конкретные указания относительно того, что, как, и в какие сроки следует делать организации, не достаточно четкая, ясная формулировка миссии, например, с использованием профессиональных понятий, миссия разрабатывается собственником организации и не разделяется большинством сотрудников.
Примеры миссии гостиниц и турфирм
№ п/п | Существующая формулировка | Уточненная формулировка | ||
Турфирмы | ||||
1. | Удовлетворение потребностей клиентов путем предоставления высококачественных услуг в области экскурсионно-познавательного и образовательного туризма высококвалифицированными сотрудниками предприятия («Спутник») | |||
2. | Создание универсального многопрофильного туроператора посредством обеспечения партнерам максимально комфортных и выгодных условий работы, а также предложения им широкого ассортимента качественного конкурентоспособного продукта в сегменте средне и высокобюджетных туров («Капиталтур») | |||
3. | Развитие компании за счет реализации концепции единой цепочки ответственности, которая обеспечит три составляющие взаимовыгодного сотрудничества: конкурентные цены, оперативность и стабильно высокое качество обслуживания («Русская Туристическая Компания» | |||
4. | Удовлетворение потребностей клиентов и устойчивое развитие за счет высокого качества предоставляемых услуг («Инна-тур» | |||
5. | Содействие развитию сферы путешествий и туризма путем предоставления клиентам качественных туристических услуг, соответствующим высоким профессиональным и этическим нормам бизнеса («Аврора Интур») | |||
Гостиницы | ||||
5. | Продвижение отеля на рынке гостиничных услуг путем возрождения традиций русского гостеприимства (отель «Саввой») | |||
6. | Предоставление качественных услуг размещения высококвалифицированным персоналом, полностью соответствующих мировым стандартам трехзвездной гостиницы, а также предоставление в самой гостинице и на принадлежащей ей территории разнообразного спектра дополнительных услуг (гостиница «Россия») | |||
7. | Предоставление высокого уровня услуг для гостей и обеспечение высокого уровня профессиональной среды для сотрудников («отель Балчуг Кемпински») | |||
Цели – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели должны быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), согласованными (agreeable, accordant), достижимыми (realistic), определенными во времени (timebounded). Иерархия целей организации- это декомпозиция целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют долгосрочный временной интервал достижения, а цели более низкого уровня выступают своего рода средствами достижения целей более высокого уровня.
Рис. Пример дерева корпоративных целей турфирмы
Данные, полученные в результате опроса, проведенного компанией ЭКСПАНС среди руководителей турфирм, относительно стратегических целей представлены в табл.
Таблица
Стратегические цели турфирм
Стратегические цели | Ответы руководителей турфирм, % (допускалось указывать более одного ответа) |
Высокий авторитет и репутация фирмы | 53% |
Достижение высокого качества и комплексности обслуживания | 49% |
Достижение высокого уровня профессионализма и компетентности по выбранным направлениям | 44% |
Получение высокой и стабильной прибыли | 38% |
Расширение клиентской базы | 37% |
Занятие лидирующих позиций на рынке | 31% |
Примеры целей гостиниц и турфирм
Таблица
№ п/п | Существующая формулировка | Уточненная формулировка |
Турфирмы | ||
1. | Завоевание региональных рынков России (открытие представительств в региональных центрах) (Санрайз Тур) | |
2. | Занятие лидирующих позиций на рынке по выбранным направлениям (по Турции 16-20% рынка, по Австрии – войти в десятку крупнейших туроператоров) (Санрайз Тур) | |
4. | Увеличение объемов продаж главным образом за счет повышения профессионального уровня сотрудников и единой цепочке ответственности («Русская Туристическая Компания») | |
5. | Открытие новых филиалов в Казани, Красноярске, Якутстке («Инна-тур») | |
Гостиницы | ||
1. | Закончить реставрацию номеров отеля, что приведет к увеличению номерного фонда на 30% (отель «Советский») | |
2. | Введение категории «Regular Guest@ и разработка соответствующих корпоративных программ (отель «Саввой») | |
3. | Позиционирование отеля на рынке в качестве Мекки московской творческой интеллигенции (отель «Саввой») | |
4. | Увеличение доходности дополнительных услуг (гостиница «Россия») | |
5. | Реновация номерного фонда, гостевой зоны («отель Балчуг Кемпински») | |
6. | Планомерное развитие кадрового потенциала гостиницы («отель Балчуг Кемпински») |
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ [20]
3.1 Разработка корпоративных стратегий
3.2 Разработка функциональных стратегий