Тема 1.5 Качества менеджера и его роль в организации
Сущность понятия «менеджер». Основные требования, предъявляемые к менеджеру организации. Представления о роли (ролях) менеджера в организации и основанных на этих ролях типах поведения (Г. Минцберг).
Уровни менеджмента в организации: высший, средний, низший.
Менеджер– это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
- руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Основные качества, необходимые менеджеру:
- мировоззренческая позиция:
- наличие выработанной управленческой концепции;
- желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
- умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
- деловая компетенция:
- обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
- обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
- владеть современными методами менеджмента;
- административный талант:
- проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
- обладать опытом административной работы;
- иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
- уметь осуществлять корпоративную поддержку;
- личностные качества:
- генетическая предрасположенность к лидерству;
- обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
- критически оценивать свои достижения;
- уметь гармонизировать межличностные отношения;
Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший. В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена – устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена – постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.
Можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
· знание технологии производственного процесса и его функционирования;
· знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
· знание общей экономической теории;
· знание теории маркетинга;
· а также общая эрудиция по специальности;
· знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
· умение быть в форме;
· выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
· выдержка в любой конфликтной ситуации;
· коммуникативность;
· умение слушать;
· интуиция;
· приспособляемость к ситуации;
· восприимчивость критики, самокритичность;
· уверенность в себе;
· авторитетность;
· стремление к успеху и готовность работать для этого;
· возраст и внешние данные;
· сила воли;
3. Личные способности:
· умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
· умение распределять обязанности и давать четкие указания;
· умение стимулировать и мотивировать работников;
· легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности:
· ум и рассудительность;
· творческий потенциал;
· умение принять нужное решение;
· логическое, структурное, системное мышление;
· интуиция;
5. Рабочие приемы:
· рациональность и системность в работе;
· умение максимально концентрироваться;
· умение принятия решений и снятия проблем;
· самоменеджмент;
· умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
· активность и подвижность;
· энергичность;
· сила и здоровье.
Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.
Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение.
В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени.
Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роливытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя,который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена.
Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли,и превращает его вцентр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль приемника информации.Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя.
Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений: предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации.
Предпринимательизыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ нарушенийотвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий. Ведущий переговорыответственен за представительство организации на всех значимых переговорах.
Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.
Не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Характерные типы менеджеров представлены в табл. 2.
Таблица 2
Характерные типы менеджеров