Показатели экономической эффективности менеджмента
Экономическая эффективность менеджментавыражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
где Р – результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);
З – затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
Использование данного подхода требует прежде всего определения первой, результирующей составляющей эффективности управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продукта.
Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно. Дело в том, что эти результаты не выступают в форме специфических вещественных результатов. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленческих решений, но не самих информационных решений, а осуществленных решений, т. е. реализованных исполнителями.
Таким образом, результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно - в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.
Вторая, затратная составляющая эффективности управления организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не связаны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управление являются частью издержек производства (коммерции).
Затраты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности организации.
В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления (рис. 9).
Таким образом, при первом рассматриваемом, подходе к определению эффективности управления существует два основных метода исчисления показателей эффективности:
1.Первый метод и соответственно показатель, характеризующий эффективность управления предприятием - затратный. Он опирается на соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к совокупным расходам на управление:
где Эм- эффективность менеджмента;
Ру- расходы на управление;
П- результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (доходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую (нераспределенную) прибыль.
Показатель Эмговорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.
2.Второй метод оценки эффективности менеджмента - ресурсный, выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например численности работников аппарата управления:
где Эм - эффективность менеджмента;
П - результат деятельности предприятия;
Ку - численность административно-управленческого персонала (можно использовать только численность кадров управления).
Рис. 9. Схема классификации расходов на управление
Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.
Следует заметить, что достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект:
· Во-первых, характеристики социальных и экономических процессов не остаются неизменными во времени.
· Во-вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат.
· В-третьих, существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.
В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.
Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:
где Пп, Пб- конечные показатели (к примеру, прибыль) предприятия соответственно в данном и базисном годах;
Руп, Руд- расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.
Коэффициент Эмдпоказывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.
Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента( Э), выраженный в процентах:
где Э1и Э2 - экономическая эффективность управления предприятием соответственно в базисном и данном годах.
Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления.
Рассмотренные показатели эффективности менеджмента являются частными, а не обобщающими в оценке уровня функционирования системы управления. Если их ухудшение за счет роста численности аппарата управления сопровождается снижением уровня издержек обращения, то это свидетельствует о повышении эффективности деятельности организации, а значит, и повышении эффективности управления ею. А относительное снижение расходов на управление не всегда свидетельствует о повышении его эффективности. В конечном счете, эффективность управления организацией сводится к общим социально-экономическим показателям, результатам ее деятельности.
Частные показатели эффективности менеджмента также затрудняют получение исчерпывающей однозначной оценки эффективности управления организацией из-за разнонаправленности их действия. Все это вызывает необходимость поиска приемлемого интегрального показателя. Такой показатель должен отвечать следующим требованиям:
· отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
· показывать степень достижения этих результатов;
· фиксировать уровень управленческих затрат на достижение предприятием поставленных целей.
Этим требованиям в значительной мере отвечает интегральный, или обобщающий, показатель экономической эффективности менеджмента (Эи),который можно представить следующим образом:
где С - производительность труда;
Н - рентабельность;
Е - частный (затратный) показатель эффективности управления (отношение прибыли к расходам на содержание системы управления), называемый экономичностью системы управления.
Данный интегральный показатель экономической эффективности менеджмента соизмеряет эффективность хозяйственной деятельности организации с уровнем экономичности системы управления. Таким образом, интегральный показатель в отличие от частного характеризует эффективность использования нескольких важнейших примененных и потребленных организацией ресурсов. Поэтому он занимает ведущее положение в рамках системы показателей эффективности управления.
Тем не менее, использование интегрального показателя, каким бы комплексным он ни был, не в состоянии отразить всех сторон такого многогранного явления, как эффективность менеджмента. В связи с этим интегральный показатель требует дополнения рассмотренными ранее частными показателями.
Невозможность определения результатов непосредственно управленческой деятельности, а также потребность выявления влияния этой деятельности на ту или иную сторону деятельности организации или на использование определенных видов ресурсов вызывают необходимость использования наряду с указанными ряда экономических показателей, в той или иной мере характеризующих эффективность управленческой деятельности. К таким показателям можно отнести, в частности, следующие.
Экономическую эффективность управленческого персонала (Еп):
где Эпр- годовая экономия за счет прироста прибыли;
Зу - суммарные годовые затраты на управление.
гдеА1, А2- годовой объем реализуемой продукции соответственно до и после рационализации работ в управлении;
С1, C2- затраты на рубль реализуемой продукции соответственно до и после рационализации работ в управлении;
П1- прибыль от реализуемой продукции до внедрения рационализации работ в управлении.
Годовая выработка управленческого персонала ( ):
где Отп- годовой объем товарной (валовой) продукции;
Чу- среднесписочная численность управленческого персонала, чел.
Соотношение численности работников управления и всего персонала организации (К1):
где Чп- численность промышленно-производственного персонала. Отношение фонда заработной платы работников управления к общему фонду заработной платы организации (K2):
где Вуи Вп- фонды заработной платы соответственно работников управления и всего персонала организации.
Соотношение стоимости основных фондов системы управления и предприятия в целом (K3):
где Фуи Фпр- среднегодовая стоимость основных фондов соответственно системы управления и предприятия в целом.
Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг (Кзп):
где Оп - количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Коэффициент затрат на управление (К4):
где 3- общие затраты организации; Зу- затраты на управление.
Кроме того, эффективность менеджмента организации могут характеризовать:
• удельный вес административно-управленческого персонала в общей численности работников;
• удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;
• удельный вес расходов на управление в общих издержках;
• прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;
• управленческие расходы в расчете на 1 млн руб. произведенной продукции или товарооборота;
• объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн руб. управленческих затрат;
• сумма прибыли (дохода), приходящаяся на 1 тыс. руб. управленческих затрат и другие показатели.
Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.
Важное практическое значение имеет оценка экономической эффективности проведенных и предполагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием торговли или сферы услуг.
Так, в случаях, если известны затраты на данное конкретное мероприятие по совершенствованию системы управления предприятием и полученные от этого экономические результаты, целесообразно годовую экономическую эффективность (прирост прибыли -Эр)от внедрения мероприятиярассчитывать по формуле:
где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, принят равным 0,15 как межотраслевой;
Зе - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия по совершенствованию системы управления, руб.;
Эо - годовой прирост прибыли от внедрения мероприятия по совершенствованию системы управления, руб.
Целесообразность внедрения мероприятия определяется не только величиной годового прироста прибыли, но и временем, в течение которого окупаются затраты на внедрение мероприятия. При этом фактический срок окупаемости единовременных затрат на внедрение мероприятия определяется по формуле
где Т - срок окупаемости единовременных затрат на внедрение мероприятия, лет.
Весьма перспективным для оценки эффективности управления является подход, в основу которого кладется сопоставление достигнутых результатов деятельности организации и ее системы управления с запланированными, т. е. с поставленными целями.
В этом случае эффективность управления следует количественно выражать степенью достижения поставленных перед системой управления целей (плана, программы) или степенью приближения к ним. При этом предполагается, что планы и программы были напряженными и научно обоснованными.
Эффективность управления при таком подходе можно характеризовать через сопоставление фактических и плановых значений показателя цели управления(Д):
где Еп- планируемый показатель цели управления, соответствующий оптимальному алгоритму;
Еф- фактическое значение показателя цели управления, обеспечиваемое реальной системой.
При этом принимается, что эффективность функционирования системы управления тем выше, чем меньше разность Еп - Еф. Поэтому эффективность управления Эуможно характеризовать некоторой функцией F от Д.
При этом, экономическая эффективность менеджмента, несмотря на высокую значимость для теории и практики управления, требует дополнения социальной составляющей - эффективностью управленческой деятельности.