Краткие указания к выполнению задания. 5.2.1. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо проработать соответствующие разделы лекций и рекомендуемой литературы [1 – 4].
5.2.1. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо проработать соответствующие разделы лекций и рекомендуемой литературы [1 – 4].
5.2.2. Записать равенство, выражающее теорему об изменении кинетической энергии механической системы.
5.2.3. Записать выражения кинетической энергии механической системы в начальном и конечном положениях, как функции искомой скорости тела А.
5.2.4. Определить суммарную работу внешних и внутренних сил на перемещениях их точек приложения при переходе системы из начального положения в конечное и выразить ее в зависимости от перемещения тела А.
5.2.5. Определить скорость и ускорение тела А.
Таблица 5.1
Варианты числовых значений параметров задания №4
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
Продолжение табл. 5.1
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
Продолжение табл. 5.1
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
11. | ||||||
12. | 200- | |||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
Продолжение табл. 5.1
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
Продолжение табл. 5.1
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. | ||||||
Окончание табл. 5.1
№ Вар. | № Подвар. | , кг | , кг | , кг | M, Hм | F, Н |
26. | ||||||
27. | ||||||
28. | ||||||
29. | ||||||
30. | ||||||
Рис. 5.1 | |
Продолжение рис. 5.1 | |
Продолжение рис. 5.1 | |
Продолжение рис. 5.1 | |
Окончание рис. 5.1 |
Пример выполнения задания
5.3.1. Условие примера
Рассматривается движение механической системы, изображенной на рис. 5.2. Даны следующие значения параметров: кг, кг, кг, Н, Нм,
м, м, м, м, , , , м, м, м/с2.
Определить скорость и ускорение тела А.
5.3.2. Решение примера
Равенство, выражающее теорему об изменении кинетической энергии механической системы, имеет вид
, (5.1)
где и - кинетическая энергия системы в начальном и конечном положениях,
и - суммарные работы внутренних и внешних сил, приложенных к системе, при ее переходе из первого положения во второе.
На рис. 5.3 условно изображены начальное и конечное положения данной системы.
Согласно условию задачи система начинает движение из состояния покоя, поэтому .
Кроме того, поскольку тела, образующие систему, абсолютно твердые и трос не растягивается, то .
Таким образом, равенство (5.1) запишется
. (5.2)
Кинетическая энергия системы равна
Груз А движется поступательно со скоростью , поэтому
(5.3)
Шкив С вращается с угловой скоростью , следовательно,
(5.4)
Момент инерции шкива С относительно оси, проходящей через точку О1, определяется по формуле:
(5.5)
Угловая скорость шкива С равна
. (5.6)
Подставляя выражения (5.5) и (5.6) в равенство (5.4), получаем:
. (5.7)
Кинетическую энергию колеса В, совершающего плоское движение, находим по формуле:
. (5.8)
Здесь - линейная скорость центра О масс колеса В,
- мгновенная угловая скорость колеса В,
- момент инерции колеса В относительно оси, проходящей через центр О.
На рисунке 5.3 буквой обозначен мгновенный центр скоростей колеса В. Очевидно, что мгновенная угловая скорость колеса В
.
Но для нормальной работы системы скорости , а , тогда
. (5.9)
Скорость центра О колеса В равна
. (5.10)
Момент инерции колеса В равен
. (5.11)
После подстановки выражений (5.9) и (5.10) в формулу (5.8), получаем:
. (5.12)
Далее, суммируя выражения (5.3),(5.7) и (5.12), окончательно имеем
. (5.13)
Внешние силы, действующие на рассматриваемую механическую систему, показаны на рисунке 5.3. Причем сила трения скольжения действующая на тело А имеет максимальное значение, которое находится по формуле Кулона:
. (5.14)
Здесь - нормальная реакция плоскости находится по формуле
. (5.15)
Суммарная работа внешних сил действующих на рассматриваемую механическую систему равна
(5.16)
Работа силы тяжести тела А:
. (5.17)
Работа максимальной силы трения скольжения тела А:
.
С учетом равенств (5.14) и (5.15), последнее выражение примет вид
. (5.18)
Работа нормальной реакции :
, (5.19)
так как .
Точки приложения сил и не перемещаются, поэтому
. (5.20)
Работа силы тяжести колеса В:
. (5.21)
Работа постоянной силы :
. (5.22)
Работа постоянного момента :
. (5.23)
Работа нормальной реакции наклонной плоскости:
, (5.24)
так как эта сила перпендикулярна вектору перемещения ее точки приложения.
Сила трения скольжения колеса В приложена в мгновенном центре скоростей колеса В, поэтому:
. (5.25)
Работа максимально момента трения качении :
. (5.26)
Величина максимального момента трения качения дается формулой
. (5.27)
Для определения зависимостей перемещения центра О и угла поворота колеса В от перемещения тела А умножим обе части выражений (5.9), (5.10) на . Имеем
, .
Или
, .
Интегрируя обе части последних двух уравнений, получаем
, . (5.28)
Подставляя выражения (5.17)-(5.26) в сумму (5.16), с учетом формул (5.27), (5.28), имеем
(5.29)
Тогда равенство (5.2) с учетом выражений (5.13) и (5.29) примет вид
|
.
Отсюда
Для определения ускорения тела А продифференцируем обе части равенства (5.30) по времени t. Имеем
Поскольку
и ,
то
|
Таким образом, для заданных числовых значений параметров, скорость и ускорение тела А равны:
Задание №5. Применение общего уравнения динамики к изучению движения механической системы с одной степенью свободы
Содержание задания
Механическая система, изображенная на рис. 5.1, приводится в движение из состояния покоя. При этом колесо В катится без скольжения по плоскости. Массы тел А, В и D ( , , ), заданная нагрузка ( и ) приведены в табл. 5.1. Радиусы колеса В и блока D соответственно равны м, м, м. Радиус инерции колеса В: м. Углы и имеют значения: , . Коэффициент трения качения колеса В равен ; коэффициент трения скольжения тела А равен .
Используя общее уравнение динамики и принцип Даламбера для механической системы, определить ускорение тела А и натяжения в ветвях троса. Блок D считать однородным сплошным диском; силами сопротивления движению, трением в подшипниках, массой троса, его растяжением и проскальзыванием по ободу блока пренебречь.