Техника выполнения посадки с одним неработающим двигателем.
а) При отказе одного двигателя и в случае невозможности выполнения горизонтального полета с работающим исправным двигателем на чрезвычайном режиме необходимо выполнить снижение на скорости 120 км/ч с вертикальной скоростью не более 3 м/с до высоты 500-1000 м,далее снижение следует
выполнять с вертикальной скоростью 1,5-2 м/с до высоты 100 м. На режиме снижения подобрать площадку для выполнения посадки. Заход на посадку желательно выполнять против ветра.
С высоты 100 м следует плавно уменьшать скорость таким образом, чтобы значение скорости полета было примерно на 20 км/ч больше числового значения текущей высоты.
К высоте 20 м поступательную скорость следует выдерживать в пределах
50 - 70 км/ч.
С высоты 15-20 м необходимо увеличить угол тангажа до 10-20 град. К моменту приземления следует плавно уменьшить угол тангажа до посадочного значения 8 -9 град.
Общий шаг с высоты 10-15 м увеличивается с таким расчетом, чтобы к моменту приземления он был максимальным.
После приземления, рычаг общего шага перевести вниз до упора, плавным перемещением ручки управления от себя опустить вертолет на переднюю стойку шасси, использовать тормоза колес.
В аварийной обстановке, при посадке вертолета на местность, исключающую пробег, выполнять посадку без поступательной скорости за счет ее уменьшения на режиме снижения и перед приземлением с большим углом тангажа.
б) При внезапном полном отказе одного двигателя на высоте ниже 100 м необходимо:
- уменьшить общий шаг НВ на величину, необходимую для сохранения частоты вращения НВ не менее 92 %;
- ручкой управления энергично увеличить угол тангажа вертолета на 10-15 град. если скорость полета была более 150 км/ч;
- определить по показаниям приборов отказавший двигатель, перевести его кран останова в закрытое положение и дать команду Б/М "Закрыть пожарный кран отказавшего двигателя".
- на скорости 150-120 км/ч перевести вертолет в горизонтальный полет;
- принять решение на выполнение посадки на площадке, подобранной с воздуха или на ближайшем аэродроме.
в) При отказе двигателя на висении (высота висения до 5 м), необходимо:
- соответствующим отклонением органов управления парировать возникающий крен и разворот;
- немедленно с началом снижения вертолета отклонением рычага общего шага вверх до упора уменьшить вертикальную скорость к моменту приземления;
- после приземления уменьшить общий шаг НВ до минимального, установить краны останова в закрытое положение и дать команду Б/М закрыть пожарные краны двигателей.
г) При отказе двигателя на висении (высота висения до 10 м) необходимо:
- немедленно уменьшить общий шаг НВ на 1-2 град. с одновременным парированием возникающих крена и разворота соответствующим отклонением ручки управления и педалей;
- с высоты 5-3 м отклонением рычага общего шага НВ вверх до упора
с максимально возможным темпом уменьшить вертикальнуюскорость к моменту приземления удерживая вертолет от разворота и крена, далее
действовать, как указано в п. в).
д) При отказе двигателя на висении (высота висения более 110 м) необходимо:
- немедленно уменьшить общий шаг НВ на величину, необходимую для
сохранения частоты вращения НВ не менее 92 %;
- отклонением ручки управления и педалей парировать возникающие крен
и разворот;
- перевести вертолет в разгон с углом тангажа на пикирование до 15°;
- после разгона до скорости 80-100 км/ч перевести вертолет в горизонтальный полет;
- дальнейший полет выполнять на.скорости 120 км/ч для подбора площадки и посадки.
е) При отказе двигателя на взлете (высота до 10 м, скорость полета 60 км/ч и менее) необходимо:
- уменьшением общего шага НВ перевести вертолет на снижение, не допуская .уменьшения частоты вращения НВ менее 92 %;
- ручкой управления и педалями парировать возникающие крен и разворот;
- отклонением ручки управления придать вертолету посадочный угол;
- при достижении высоты 2-3 м энергичным отклонением рычага общего шага НВ вверх уменьшить вертикальную скорость и выполнить приземление вертолета с коротким пробегом на основные колеса;
- опустить переднее колесо и рычаг общего шага вниз ди упора с одновременным отклонением ручки управления от себя на 1/3-1/4 хода и
применить тормоза колес;
- после останова вертолета Б/М установить краны останова в закрытое положение и закрыть пожарные краны обоих двигателей.
ж) При отказе двигателя на взлете (высота более 10 м, скорость более
60 км/ч) необходимо:
- энергичным отклонением рычага общего шага не допустить уменьшение
частоты вращения НВ ниже 92 %;
- отклонением ручки управления парировать возникающие крен и разворот;
- на высоте 5-3 м придать вертолету посадочное положение;
- отклонением ручки управления на себя произвести уменьшение поступательной скорости вертолета в зависимости от полетой массы таким
образом, чтобы приземление произошло: при полетной массе 11100 кг и более на скорости 30 км/ч, при полетной массе до 11100 кг - на скорости 20-10 км/час; - после приземления установить общий шаг НВ 4-5° и вьщерживать его
постоянным до полной остановки вертолета;
- после остановки вертолета КВС ручку управления установить в нейтральное положение, рычаг общего шага опустить вниз до упора, Б/М установить краны останова в закрытое положение и закрыть пожарные краны обоих двигателей.
В случае отказа двигателя на взлете при высоте более 10 м и скорости
более 50 км/ч и невозможности безопасной посадки прямо перед собой
возможно выполнение продолженного взлета.
Для этого необходимо:
- рычагом общего шага увеличить режим работающего двигателя вплоть
до чрезвычайного, не допуская уменьшения частоты вращения НВ менее
92%парировать кренение и разворот вертолета;
- продолжить разгон вертолета уменьшением угла тангажа на 10-15° от исходного;
- на скорости 80-120 км/ч перевести вертолет в набор высоты;
- выполнить заход на посадку и посадку в соответствии с указаниями п. а).
з) При отказе одного двигателя над водной поверхностью и невозможности продолжения полета в силу каких-либо обстоятельств, необходимо выполнить аварийное приводнение в соответствии с рекомендациями п.6.7.3.а).-ж). с минимально возможными поступательной и вертикальной скоростями.
На вертолете, оборудованном системой аварийного приводнения на скорости полета свыше 150 км/ч необходимо уменьшить ее до величины менее 150 км/ч и произвести выпуск поплавков, включением выключателя НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ. Приводнение следует выполнять, по возможности, против ветра вдоль фронта волн. Техника посадки на воду с использованием поплавков аналогична технике посадки на суше.