Полеты с одним неработающим двигателем.

Отказ одного из двигателей на взлете.

1. Самолет Л-200А с полетным весом 1950 кг обладает летными качествами, позволяющими в условиях обычных температур наружного воздуха безопасно совершать полет в случае отказа одного из двигателей.

Поэтому самолет, впервые поступивший в данное авиационное подразделение новый, после ремонта или из другого подразделения, а также после каждой смены двигателей должен быть облетан в горизонтальном полете на одном двигателе. Результаты облета и особенности поведения самолета записать в формуляр самолета.

2. Пилот самолета перед вылетом в рейс должен ознакомиться и твердо знать записанные в формуляре характеристики данного самолета при полете на одном двигателе и учитывать их при пилотировании в случае отказа одного из двигателей. Кроме того, пилоты должны обязательно пройти обучение и тренировку по пилотированию самолета с одним работающим двигателем.

3. Основным признаком отказа двигателя является стремление самолета к развороту и крену в сторону отказавшего двигателя.

4. Во время взлета самолета пилот должен быть готов в любой момент принять меры, обеспечивающие безопасную остановку самолета на аэродроме, приземление или безопасное завершение взлета на случай отказа одного из двигателей.

5. Пилот обязан знать состояние ВПП, концевые полосы безопасности, наличие препятствий на аэродроме, а также знать рельеф местности и свободные от препятствий площадки в зоне подходов в радиусе 5—10 км от аэродрома на случай вынужденной посадки при отказе одного из двигателей.

Отказ двигателя на разбеге.

1. В случае отказа одного из двигателей в процессе разбега до подъема переднего колеса (скорость не более 60—70 км/час) следует опустить переднее колесо на ВПП, убрать газ работающему двигателю и применить плавное торможение колес. При этом обеспечивается прекращение движения самолета до полной его остановки на дистанции, не превышающей 350 м от начала разбега.

2. При отказе одного из двигателей на разбеге до достижения скорости для самолета
Л-200А 140 км/час пилот должен немедленно убрать газ обоих двигателей и прекратить полет, использовав все средства для гашения скорости. Дистанция от начала разбега до остановки самолета составляет 800—900 м в стандартных условиях атмосферы.

Направление выдерживать, используя тормоза колес, а в случае необходимости - управление передним шасси.

В случае, когда не удается избежать встречи с препятствиями, следует торможением одного из колес шасси развернуть самолет так, чтобы избежать лобового удара. Если и отворот не обеспечивает безопасность для избежания удара, убрать шасси, выключить зажигание, бортсеть и перекрыть доступ бензина к двигателям.

3. При отказе одного из двигателей на разбеге, а также после отрыва и достижения скорости на самолете Л-200А 140 км/час и более пилоту предоставляется право либо продолжать полет для посадки на аэродроме вылета или на другую пригодную площадку, либо прекратить взлет, если он считает прекращение полета в данных условиях наиболее безопасным.

В случае принятия решения о продолжении полета пилот обязан, удерживая самолет от разворота и крена, не терять времени на выяснение причин отказа двигателя и, определив отказавший двигатель по направлению начала разворота самолета, немедленно ввести воздушный винт отказавшего двигателя во флюгерное положение, выключить зажигание, а затем:

1) рукоятку управления шасси установить в положение «Убрано»;

2) работающий двигатель оставить на взлетном режиме. Взлетным режимом разрешается пользоваться в течение 5 мин., а в случае крайней необходимости даже в течение 10 мин., если температурный режим двигателя не будет выходить из допустимого предела.

По достижении скорости 150 км/час винт работающего двигателя установить в положение «набора»;

3) производить набор высоты до 50 м на скорости 150 км/час на самолете Л-200А, убрать закрылки;

4) после уборки закрылков продолжать набор высоты до 100 м на скорости 160 км/час.

Полет производить с креном 2—3° в сторону работающего двигателя;

5) В полете следить за температурным режимом работающего двигателя; в зависимости от температурного режима открыть на работающем двигателе створку маслорадиатора и жалюзи охлаждения двигателя;

6) закрыть топливный кран отказавшего двигателя. Закрыть створки маслорадиатора и капота охлаждения двигателя;

7) после преодоления препятствий и набора 100 м высоты уменьшить режим работающего двигателя до номинального (n = 2600 об/мин. Рк == 740 мм рт. ст.) и произвести заход на посадку;

8) пилоту в любой момент продолжения полета после отказа двигателя на взлете предоставляется право совершить посадку с убранным шасси; посадка на аэродром разрешается как с убранным, так и с выпущенным шасси в любом безопасном направлении, по выбору пилота;

9) в случае крайней необходимости для обхода препятствий допускаются пологие отвороты как в сторону работающего, так и в сторону неработающего двигателя на скорости не менее 160 км/час с креном до 10°.

Развороты после взлета с отказавшим двигателем при отсутствии препятствий следует, как правило, производить на высоте не ниже 50 м.

При выполнении отворота и разворота пилот обязан следить за скоростью по прибору, ни в коем случае не допуская ее уменьшения. Особенно недопустимо уменьшение скорости при выполнении отворота или разворота в сторону неработающего двигателя.

Пилот должен помнить, что потеря скорости может вызвать резкое скольжение и срыв самолета.

Отказ одного из двигателей в режиме набора высоты.

При отказе двигателя в режиме набора высоты пилоту запрещается выполнять полет по маршруту (заданию), а производится посадка самолета.

Посадку самолета необходимо производить на аэродром вылета с любого направления как с выпущенным, так и с убранным шасси по усмотрению пилота. Разрешается производить посадку также на местности, обеспечивающей безопасную посадку. В этом случае шасси должно быть убрано.

Развороты самолета производить только в сторону работающего двигателя;

Отказ двигателя в установившемся режиме набора высоты особых трудностей в пилотировании самолета не вызывает. В этом случае, выдерживая скорость полёта на самолете Л-200А 160 км1час и на самолете Л-200Д 165 км/час, необходимо выполнить последовательно следующее:

1) дать полный таз работающему двигателю;

2) зафлюгировать винт отказавшего двигателя;

3) выключить зажигание и топливный кран неработающего двигателя, закрыть створку маслорадиатора и створку охлаждения двигателя;

4) отрегулировать число оборотов двигателя на 2600 об/мин и давление наддува
740 мм рт. ст.;

5) при необходимости уменьшить нагрузку на педали триммерами руля направления;

6) набирать высоту для преодоления препятствий следует без крена, так как крен значительно уменьшает скороподъемность самолета;

7) в тех случаях, когда нет возможности зафлюгировать винт отказавшего двигателя, следует перевести лопасти винта на предельно большой шаг и установить минимальные обороты, какие только возможно будет достигнуть в полете.

При посадке с убранным шасси следует выключить зажигание, бортсеть и закрыть доступ топлива к двигателю.

Отказ одного из двигателей в горизонтальном полете.

При отказе одного двигателя в горизонтальном полете следует выполнить следующее:

1. Ввести винт неработающего двигателя во флюгерное положение.

2. На самолете Л-200А установить лопасти винта на работающем двигателе в положение «Набора». На самолете Л-200Д лопасти винта установить на минимальный шаг.

Примечание. На самолете Л-200А во избежание раскрутки двигателя лопасти винта устанавливать на скорости не более 170 км/час.

3. Включить нагнетатель, установить число оборотов двигателю, соответствующее номинальному режиму п = 2600 об/мин, Рк = 740 мм рт. ст., и рукоятку корректора смеси поставить в .положение «Нормально». Если полет будет происходить со снижением высоты, то для сохранения высоты периодически по 5 минут с перерывами применять взлетный режим двигателю.

4. Выключить зажигание и топливный кран на отказавшем двигателе.

5. В горизонтальном полете необходимо лететь со скоростью 165 км/час на высотах ниже 1500 м и 160 км/час на высотах выше 1500 м. Если полет происходит с потерей высоты и уменьшением скорости ниже 160 км/час, пилот обязан выбрать площадку с воздуха и произвести посадку с убранным шасси и выпущенными закрылками.

6. Полет должен производиться с небольшим (2—3°) креном в сторону работающего двигателя с соответствующим отклонением руля направления для предотвращения отклонения самолета от направления полета. Руль направления сбалансировать при помощи триммера.

7. Температурный режим на работающем двигателе регулировать в допустимом пределе при помощи открытия створок охлаждения двигателя и маслорадиатора.

8. На неработающем двигателе закрыть створки охлаждения и топливный кран.

9. Во всех случаях полета на одном двигателе скорость по прибору не должна быть меньше 150 км/час. Развороты самолета производить только в сторону работающего двигателя.

10. Во всех случаях полета на одном двигателе посадку следует производить на ближайшем аэродроме, где возможна безопасная посадка с одним работающим двигателем.

Если по каким - либо причинам пилот считает продолжение полета с одним работающим двигателем до ближайшего аэродрома небезопасным, он обязан выбрать площадку с воздуха и произвести посадку только с убранным шасси и выпущенными закрылками.

Снижение, заход на посадку и посадка с одним работающим двигателем.

Снижение, развороты и заход на посадку при сбалансированном триммером руля направления самолете практически выполняются на тех же скоростях, что и в полете с двумя работающим и двигателями.

Расчет на посадку должен быть особенно тщательным, шасси и закрылки следует выпускать в посадочное положение только при полной уверенности в правильности расчета. Шасси выпускать после четвертого разворота на высоте 100 м.

Планирование производить с нормальным или немного крутым углом, чтобы не было надобности в применении более высокой мощности двигателя при необходимости подтягивания. Во время посадки крен в сторону pa6oтающего двигателя убрать.

Уход на второй крут на самолете Л-200А с одним неработающим двигателем (при заходе на посадку с неотклоненными закрылками) возможен при скорости не менее
150 км/час и с высоты не менее 50 м.

Для ухода на второй круг в этом случае пилот обязан установить взлетный режим работающему двигателю, убрать шасси, сохраняя скорость полета не ниже
150—155 км/час.

Уход самолета на второй круг с высоты менее 50 м запрещается.

Запуск двигателя в воздухе.

Если температурный режим двигателя удовлетворительный, то в воздухе можно запустить двигатель следующим образом:

1. Установить рычаг или кнопку управления воздушным винтом в положение лопастей, соответствующее легкому шагу.

2. Для того чтобы избежать заброса оборотов, установить рычаг в положение «малый газ».

3. Включить топливный кран.

4. Вывести винт из флюгерного положения. Как только винт начнет вращаться, включить зажигание.

5. После запуска двигателя увеличить давление наддува до 500 мм рт. ст. и прогреть двигатель до нормального температурного режима, после чего установить двигателю режим, необходимый для полета.

Примечания: 1. Если при выводе винта из флюгерного положения он не будет вращаться от встречного потока при температуре головок цилиндровниже 20°С, то включить нагнетатель и запустить двигатель при помощи электростартера.

2. Во время запуска двигателя не допускать уменьшения скорости полета самолета менее 150 км/час.

Глава V. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА
В ЖАРКИХ УСЛОВИЯХ И НА ГРУНТОВЫХ АЭРОДРОМАХ.

1. Эксплуатация самолета Л-200А разрешается на аэродромах, оборудованных радиосвязью и имеющих диспетчера, осуществляющего руководство приема и выпуска самолетов.

2. Эксплуатация самолета со взлетным весом 1950 кг может производиться при температурах наружного воздуха до + 40°С.

Перед началом полета пилот должен определить по номограммам длину разбега и пробега самолета в зависимости от температуры наружного воздуха, атмосферного давления, взлетного и посадочного веса, силы ветра, уклона летной полосы.

Рассчитанные данные длины разбега и пробега должны быть занесены в полетное задание.

3. Производить взлеты и посадки самолета возможно на аэродромах, грунтовые условия которых характеризуются следующими данными:

длиной рабочей площади летной полосы, приведенной к стандартным условиям, - 550 м и по 50 м концевых полос безопасности при ширине лётного поля 200 м (100 м рабочей полосы и по 50 м боковых полос безопасности);

условной прочностью грунта не менее 3 кг/см2;

глубиной колеи не более 4 см;

высотой травяного покрова не более 15 см.

4. Эксплуатация самолета на грунтовых аэродромах должна производиться при тщательном контроле за состоянием грунтовой поверхности лётного поля. Разрешение на полёты этого самолёта с грунтовых аэродромов должно выдаваться только после определения состояния аэродрома непосредственно перед полетами. Для определения состояния грунта начальники аэропортов (площадок) должны иметь ударники У-1.

5. Взлет и посадка самолетов на аэродромах с переувлажненными грунтами, а также руление по ним запрещаются.

Выполнение полета.

Техника выполнения руления, взлета и посадки самолета на грунтовых аэродромах практически не отличается от техники выполнения указанных операций на аэродромах, имеющих искусственные покрытия (ВПП). Поэтому при полетах с грунтовых аэродромов необходимо выполнять требования настоящего Руководства по летной эксплуатации самолета с учетом изложенных ниже особенностей взлета и посадки.

Взлет.

1. Скорость отрыва самолета должна быть не менее 115 км/час. Отрыв самолета на меньшей скорости, запрещается. Не рекомендуется также чрезмерно разгонять самолет по грунту, так как это хотя и обеспечивает большую устойчивость самолета в момент отрыва, но в то же время значительно увеличивает длину разбега.

2. Длина разбега самолета колеблется в небольших пределах, в зависимости от состояния грунта, направления и силы ветра, температуры наружного воздуха, атмосферного давления, взлетного веса, уклона летного поля аэродрома и определяется по номограмме перед вылетом.

Посадка.

1. Посадочная скорость самолета составляет 120 км/час.

2. Заход на посадку должен производиться так же, как и в обычных условиях. Нагрузку на штурвал необходимо снимать отклонением триммера руля высоты.

3. При посадке на грунт закрылки должны быть отклонены в зависимости от размеров летного поля аэродрома и силы ветра от 10° до 30°. Посадку следует производить так, чтобы самолет сначала коснулся земли колесами основного шасси. После приземления на скорости около 80 км/час опустить самолет на переднюю ногу;

4. После окончания пробега убрать закрылки.

5. Длина пробега самолета с полетным весом 1950 кг при стандартных условиях с нормальным торможением и закрылками, отклоненными на 30°, составляет 300 м.

6. Длина пробега самолета в зависимости от температуры наружного воздуха, атмосферного давления, посадочного веса, силы ветра и уклона летного поля аэродрома определяется по номограмме.

Наши рекомендации