Проведение эксперимента и обработка результатов
До начала эксперимента (краны К1 и К2 открыты) убедитесь в том, что уровни воды в коленах манометра одинаковы, что свидетельствует о том, что давление в сосуде равно атмосферному. Закройте кран К1, а кран К2 подсоедините к насосу и накачайте столько воздуха (1/3 длины штока насоса), чтобы разность уровней столбиков жидкости в манометре Δh 25-30 см. Сразу же закройте кран К2. Поскольку после закрытия крана имеет место процесс изохорического остывания воздуха до комнатной температуры, то следует выждать 1-2 минуты, пока температура газа в сосуде Б наверняка достигнет комнатной. Об этом мы узнаем по установившейся и уже неизменной со временем разности давлении, регистрируемой манометром. Снимите показания манометра Δh1 в мм.вод.ст.
Затем откройте кран К1 и следите по манометру за падением давления воздуха при адиабатическом расширении. Воздух в сосуде при этом охлаждается. Как только уровни воды в коленах манометра выравниваются, кран К1 закройте (в ходе процесса 3-4 кран К1 должен быть перекрыт в момент, когда давление станет равным Ро).
После этого происходит процесс изохорического нагревания газа до комнатной температуры. Давление в сосуде при этом возрастает. Опять надо выждать 1-2 минуты, пока разность давлений не установится неизменной, постоянной и снимите показания манометра Δh2. По формуле (30) рассчитайте значение γ. Опыт повторите не менее 7 раз. После каждого опыта откройте краны К1 и К2 и сделайте выдержку порядка 1 минуты. Результаты измерений занесите в таблицу и рассчитайте погрешность измерений. При подготовке к работе обязательно проработайте указанную литературу.
Контрольные вопросы и задания.
1. Какие процессы, протекающие в газах, называются изохорическими, изобарическими, адиабатическими, изотермическими?
2. Записать уравнение состояния газа для изопроцессов.
3. В чём сущность первого начала термодинамики и какой он принимает вид для всех изопроцессов?
4. Почему теплоёмкость газа при изобарическом процессе больше теплоёмкости этого же газа при изохорическом процессе?
5. В какой последовательности выполняется работа?
6. Почему в данном опыте показатель адиабаты не может быть точно равен величине, рассчитанной в теории, т.е. 1,4?
Литература
1. Сивухин Д.В. Общий курс физики т. 11. – М.: Просвещение, 1975.
2. Яковлев В.Ф., Курс физики (теплота и молекулярная физика). – М.: Просвещение, 1976.
3. Телеснин Р.В., Молекулярная физика. – М.: Просвещение, 1965.
4. Гершезон Е.М., Малов Н.Н., Курс общей физики, Молекулярная физика. - М.: Просв. 1982.
Зиновьев Анатолий Алексеевич,
Кокин Вячеслав Александрович,
Шишкарев Виктор Вячеславович
Старов Эдуард Наркизович
Методическая разработка к лабораторным занятиям
по дисциплине «Общая и экспериментальная физика»
Часть 1. Механика, Молекулярная физика.
Тем. план университета 2015 г.
Подписано к печати Бумага офсетная. Усл.печ.л. 1,25 Тираж 100 экз. | Формат бумаги 60 х 90 1/16 Печать оперативная. Заказ № |
Ульяновский государственный
педагогический университет им. И.Н. Ульянова
432700 г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4
Типография УлГПУ, 432700, г. Ульяновск, б-р Пластова д.13 корп.2