Перемах и мелкие неприятности
Что такое перемах ноги врозь для опытного гимнаста? Так, мелочь. Но как же досадно бывает видеть явные огрехи в этом «пустяковом» движении! Ведь достаточно при перемахе в упор углом упустить ноги под жерди или нечетко зафиксировать конечное положение, как впечатление от всей комбинации падает, так как «угол» — один из стилевых «маркеров» гимнаста! Особенно вероятны такие ошибки при исполнении высоких подлетов с перемахами.
Как предотвратить наиболее характерную ошибку — падение ног под жерди после высокого перемахадюгами?
Нарис. 70-впоказана ситуаций', показательная для современного окончания подъема махом назад с перемахом ноги врозь в упор углом. Гимнаст подходит к жердям с выраженной «складкой» в тазобедренных суставах (к. /). В этот момент тазобедренный угол гораздо меньше того, что нужен в упоре. Тело «ссутулено», а ноги возможно выше подтянуты к плечам, в то время как кисти уже внизу и стремятся пораньше встретить опору. Описанное положение рационально, оно позволяет увеличить тормозной путь, который тело должно пройти, прежде чем остановится в упоре углом; и чем больше будет этот путь, чем больший «пробег» будут иметь массы тела (особенно ног) при движении к конечному положению «угла», тем лучше. Это так называемая «фаза амортизации».
Что же происходит дальше? Как только выпрямленные руки наталкиваются на опору, начинается вынужденное резкое торможение движения тела книзу. И если кисти останавливаются на жердях сразу же, то до полной остановки туловища и ног еще далеко. Как бы ни происходило движение в фазе амортизации, звенья тела, вследствие инерционного напора и под действием силы тяжести неизбежно будут некоторое время двигаться вниз до полной остановки движения.
Как построить эту фазу движения, чтобы не было ошибок?
Представим себе, что гимнаст решил сразу, «железно» зафиксировать упор углом. Ничего не получится! Как бы мы ни напрягались, ноги в момент, следующий после прихода кистей на опору, обязательно опустятся и, скорее всего, не так, как нужно. Значит, нужно разрешить им опуститься, но так, чтобы это не стало ошибкой!
Такое движение как раз показано нарис. 70-в. Приходя на опору в «подобранном» положении (к. 1), гимнаст оставляет резерв для амортизационного пробега звеньев книзу. Видно, что ноги имеют возможность еще некоторое время перемещаться вниз параллельно самим себе или с некоторым опусканием стоп, если последние были заблаговременно приподняты (к. 1, пунктир). Одновременно с опусканием ног меняется положение и других звеньев: нижний отдел туловища и таз опускаются, сближаясь с руками, голова приподнимается, меняется осанка. Переходя из положения на к. 7в положение на к. 2нужно, несмотря на неизбежное изменение позы, сохранять равновесие: ноги опускаются, таз выходит вперед, а плечи (туловище) становясь как бы противовесом ногам, характерным образом отходят назад. Отметим, что столь открытого «угла» в статических положениях обычно не бывает, это — особенность упора углом, завершающего динамические движения.
И еще один нюанс: «клевок» стопами книзу нередко бывает так силен, что приходится дополнительно подстраховываться, применяя против него следующий прием: при дохвате руками за жерди кисти ставятся так, чтобы ОЦТ тела располагался несколько позади от линии рук (к. 1). Тогда при ударном возвращении на опору возникает опрокидывающий момент «Рг», несколько «заваливающий» все тело гимнаста назад и как бы «задирающий» носки ног кверху; это и помогает в дальнейшем избежать их опускания. А в следующий момент, когда основная энергия удара о жерди уже погашена, и четкий «угол» обеспечен, таз дополнительно посылается вперед, и статическое равновесие восстанавливается.
Приведенный разбор показывает, что даже самые, на первый взгляд, незамысловатые движения при более внимательном рассмотрении предстают как сложно организованные действия, представляющие собой для гимнаста не такую уж простую задачу.