Проектировочный расчет передачи
Проектировочный расчет передач служит только для предварительного определения размеров и не отменяет расчета на контактную выносливость.
При проектировочном расчете определяется один из геометрических параметров передачи – межосевое расстояние аw или делительный диаметр шестерни d1 [7, с. 57]. Предпочтительным считается расчет аw, так как его значение сразу дает представление о габаритах передачи.
Делительный диаметр шестерни
где Kd – вспомогательный коэффициент; Kd = 675 – для косозубых и шевронных передач; Kd = 770 – для прямозубых передач [6, с. 331]; [7, с. 57].
Ориентировочное значение межосевого расстояния [6, с. 332; 7, с. 57]
где знак «плюс» используется при расчете передач внешнего зацепления, а «минус» – для передач внутреннего зацепления;
Ka – вспомогательный коэффициент: для прямозубых передач Ka = 495, для косозубых и шевронных передач Ka = 430 [6, с. 332; 7, с. 57];
Т2 – вращающий момент на колесе (на ведомом звене);
u – передаточное число передачи;
КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от твердости колес и параметра ψbd по графику (рис. 5.3):
ψbd = b2 / d1 = 0,5 ψba(u ± 1)
ψbd – коэффициент ширины колеса относительно делительного диаметра шестерни;
ψba – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния; принимают из стандартного ряда чисел в зависимости от положения колес относительно опор (см. с. 22).
Передача косозубая, расположение колес – симметричное, следовательно,
Kа = 430;
ψba = 0,4;
ψbd = 0,5 [0,4(5 + 1)] = 1,2;
KHβ = 1,12;
Полученное ориентировочное межосевое расстояние округляем до стандартного значения по предпочтительному ряду (табл. 5.4, с. 55). Принимаем аw = 125 мм.
Нормальный модуль при принятой термообработке колес рекомендуется выбирать из диапазона
mn = (0,01–0,02) аw = (0,01–0,02) · 125 = (1,25–2,5) мм.
Из стандартного ряда модулей (табл. 5.5, с. 55) принимаем m = 2 мм. Значение модуля менее 1,5 мм для силовых передач задавать не рекомендуется.
Рабочая ширина колеса
b2 = ψba · аw = 0,4 · 125 = 50 мм;
ширина шестерни
b1 = b2 + (2–7) мм = 50 + (2–7) = 52–57 мм.
Принимаем b1 = 55 мм.
Угол наклона зубьев для косозубого зацепления без смещения рекомендуется β = 7–18°.
Предварительно приняв коэффициент осевого перекрытия εβ = 1 [8, с. 174, табл. 9.1], определим минимальный угол наклона зубьев:
sin β = π · mn εβ / b2 = 3,14 · 2 · 1 / 50 = 0,1256;
β = 7°12'55'' или βmin = arcsin(4mn / b2).
Величиной угла β можно задаться, например, β = 10°.
Суммарное число зубьев [2, с. 13]
z∑ = (2 · аw · cos β) / m = (2 · 125 · cos 7,2154) / 2 = 124,01.
Принимаем z∑ = z1 + z2 = 124.
Определим числа зубьев шестерни z1 и колеса z2.
z1 = z∑ / (u +1) =124 / (5 +1) = 20,67;
принимаем z1 = 21;
z2 = z∑ – z1 = 124 – 21 = 103.
Фактическое передаточное число uф = z2 / z1 = 103/21 = 4,905.
∆u = (uф – u) / u · 100 % = ((5 – 4,905) / 5) · 100 %) = 1,9 % ≤ 4 %.
Для того, чтобы вписать косозубую цилиндрическую передачу в заданное межосевое расстояние аw = 125 мм при принятых числах зубьев зубчатых колес, уточним угол наклона зубьев:
cos β = m (z1 + z2)/(2 · аw) = 2 (21 + 103) / (2 · 125) = 0,992°;
β = 7,25220° = 7°15'8''.
Определим делительные диаметры, диаметры вершин и впадин зубьев зубчатых колес:
d1 = m · z1 / cos β = 2 · 21 / 0,992 = 42,339 мм;
d2 = m · z2 / cos β = 2 · 103 / 0,992 = 207,661 мм;
dа1= d1 + 2 · m = 42,339 + 2 · 2 = 46,339 мм;
dа2 = d2 + 2 · m = 207,661 + 2 · 2 = 211,661 мм;
df1= d1 – 2,5 · m = 42,339 – 2 · 2,5 = 37,339 мм;
df2 = d2 – 2,5 · m = 207,661 – 2 · 2,5 = 202,661 мм.
Выполним проверку межосевого расстояния:
аw = (d1 + d2) / 2 = (42,339 + 207,661) / 2 = 125 мм.
Вычислим величину усилий, действующих в зацеплении, и изобразим схему действия сил (рис. 5.2):
– окружная:
Ft = 2 · Т2 / d2 = 2 · 331080 / 207,661 = 3188,66 Н;
– радиальная:
Fr = Ft · tg αtw / cos β = 3188,66 ·tg 20° / 0,992 = 1169,94 Н;
– осевая:
Fа = Ft · tg β = 3188,66 ·tg 7°15'8'' = 405,77 Н.
Рис. 5.2. Схема сил, действующих в косозубом цилиндрическом зацеплении