Стандартизация: цели, задачи. Принципы и объекты стандартизации.

"Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

Основными целями стандартизации являются:

- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;

- обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовность страны.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

· добровольного применения документов в области стандартизации;

· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

· недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Объект стандартизации – продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Продукция – результат деятельности, удовлетворяющий потребителя.
Услуга – результат деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.
Процесс – деятельность, преобразующая входящие элементы в выходящие.

Объекты стандартизации:

а) продукция (товары народного применения, средства производства):
1) сырьё и природное топливо;
2) материалы и продукты;
3) готовые изделия;
4) отдельные аспекты однородных групп продукции:
-термины, обозначения;
-параметры и размеры;
-технические требования;
-методы контроля;
-правила приёмки;
-правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
б) услуги (бытовые, производственные):
1) материальные;
2) нематериальные (социально-культурные);
3) отдельные аспекты однородных групп услуг:
-термины;
-технические требования;
-методы оценки;
-классификация предприятий;
-требования к персоналу;
в) процессы (работы):
1) процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;
2) процессы, связанные с нематериальным производством;
3) управленческие процессы;
4) измерительные процессы;
5) процессы учёта и переработки информации;
6) процессы защитного действия (людей, животных, растений, природы).

Наши рекомендации