Аналитический учет стоимости показателей

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

В качестве контрольной работы студент представляет в университет материалы выполнения трех контрольных заданий. По содержанию, порядку выполнения и оформлению контрольная работа в основном аналогична упражнениям, сделанным во время аудиторных практических занятий.

При выполнении каждого из трех заданий следует использовать содержание задачи, изложенное после задания. Приведенные в условиях задач числа существенно меньше реальных, что должно сократить время, необходимое студенту для подсчетов. Если в условии задачи по какой-либо операции указано не единственное число, а 10 вариантов числовых величин, выбирается тот вариант, номер которого совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента.

Преподаватель вправе избирать иной принцип закрепления вариантов за отдельными студентами.

Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради, линованной в клеточку и имеющей 18 листов. Писать в ней следует на обеих сторонах листа, нумеруя каждую страницу порядковым номером и оставляя у обреза поля шириной 3 см.

На обложке тетради надо обязательно указать номер своей зачетной книжки.

Материалы выполнения контрольного задания следует располагать тетради строго в той последовательности, которая соответствует очередности пунктов задания. На заполненном бланке баланса надо написать фамилию и скрепить его с тетрадью.

Контрольная работа, не зачтенная преподавателем, исправляется или переделывается соответственно указаниям рецензии и представляется в университет для повторной проверки.

Задача выполняется на материалах условного предприятия с незначительным числом цехов, служб, складов, поставщиков и покупателей. Этим предприятием является завод бытовых металлоизделий, который производит кастрюли из алюминиевого сплава (дюраля). В составе завода имеется:

цех основного производства, в котором из листового дюраля штампуются корпуса и ручки кастрюль и осуществляется прикрепление ручек к корпусу при помощи заклепок;

цех вспомогательного производства, в котором выполняется ремонт оборудования основного цеха;

склад материалов;

склад готовых изделий;

администрация (директор, бухгалтерия).

Материалы, необходимые для производства продукции, завод получает от алюминиевого комбината №2 (листовой дюраль), а также от завода метизов №3 (заклепки). Покупатель продукции у завода один – иногородняя база Хозторга.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, СЧЕТА,

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

1. Возьмите в бухгалтерии по месту работы бланк баланса – форма №1.

2. Заполните бланк баланса, вписывая в графу «На начало года сальдовые величины, приведенные в разделе А условия задачи №1. При поиске нужных статей баланса учтите, что их названия не всегда дословно совпадают с названиями счетов или субсчетов, поэтому ищите не дословное, а смысловое совпадение. Кроме того, при выборе балансовой статьи, подлежащей заполнению, руководствуйтесь дополнительными сведениями, изложенными в конце раздела А после числовых данных.

3. В заполненном бланке баланса подсчитайте и запишите итоги групп и разделов, а также общие итоги актива и пассива. При правильном составлении баланса последние должны оказаться равными.

4. Начертите в тетради схемы счетов (субсчетов) и впишите на них начальное сальдо, исходя из данных, приведенных в разделе А условия задачи №1. При этом для субсчетов 76-3 отводится одна схема, на которой следует записать оба сальдо.

5. Начертите в тетради одну форму журнала регистрации операций и проводок (образец формы приведен в прил. 1).

6. Зарегистрируйте в журнале хозяйственный операции, приведенные в разделе Б условия задачи №1. Одновременно с регистрацией операций оформляйте в журнале бухгалтерские проводки, присваивая каждой из них очередной порядковый номер. До перехода к следующей операции сразу же разнесите числовые данные на те счета (субсчета), которые указаны в проводке (образцы записей на счетах приведены в прил. 2-3).

7. По окончании оформления и разноски проводок по всем операциям подсчитайте и запишите в журнал итог, а на счетах (субсчетах) – обороты и конечное сальдо.

Указание. На субсчетах 76-3 полагалось бы записать два конечных сальдо, как это делалось и на начало месяца. Однако подсчитать раздельно, сколько предприятий к концу месяца имеют перед нами дебиторскую и сколько кредиторскую задолженность, невозможно, не располагая данными аналитического учета. Поэтому временно (до выполнения контрольного задания №2) запишите на субсчете 76-3 одно конечное сальдо. При его вычислении примите во внимание оба начальных сальдо и, разумеется, обороты этого счета. После выполнения контрольного задания №2 в эти данные придется внести поправку.

8. Начертите в тетради форму оборотного баланса (образец формы приведен в прил. 4). Предусмотрите в ней 34 строки для счетов и субсчетов (для субсчета 76-3 в оборотном балансе отводится только одна строка, в которую записываются оба начальных сальдо и остальные данные).

9. Пользуясь записями на счетах (субсчетах), составьте оборотный баланс за январь. Проверьте, имеется ли попарное равенство итогов в графах оборотного баланса и совпадают ли итоги оборотов с итогами журнала. При наличии расхождений найдите и устраните ошибки.

Выполнение контрольного задания №1 на этом закончено.

Следует иметь в виду, что цель контрольного задания №1 заключается в том, чтобы студент практически освоил принципы ведения синтетического учета, применение правил двойной записи, методики проверки его соблюдения, уяснил взаимосвязь между счетами и балансом, получил общее представление о разнообразии назначения синтетических счетов (субсчетов).

Задание не предусматривает цель изучить приемы отражения всех (хотя бы и очень важных) операций, схватывающих квартальный цикл полагающихся бухгалтерских записей. В связи с этим конечное сальдо ряда счетов (субсчетов), сформировавшиеся после учета операций, включенных в содержание задачи №1, имеют не окончательный характер, а поэтому задание не предусматривает использования этих сальдовых величин для составления бухгалтерского баланса.

ЗАДАЧА №1

УЧЕТ НЕКОТОРЫХ ОПЕРАЦИЙ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А. Начальное сальдо синтетических счетов и субсчетов на 1 января 200_г. – для всех вариантов.

№ счета или субсчета Наименование счета или субсчета Сумма, руб.
10/1 10/5 10/6 10/9     76/2 68/1   68/2   69/1 69/2 69/3     76-3   Основные средства Износ основных средств Сырье и материалы Запасные части Прочие материалы Спецодежда Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям Основное производства Вспомогательное производство Готовая продукция Расходы на продажу Касса Расчетный счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо) Расчеты по претензиям (дебетовое сальдо) Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость Расчеты с бюджетом по прочим налогам (кредитовое сальдо) Расчеты по социальному страхованию Расчеты по пенсионному обеспечению Расчеты по медицинскому страхованию (кредитовое сальдо) Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с подотчетными лицами (дебетовое сальдо) Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами дебитовое сальдо кредитовое сальдо Прибыль и убытки Уставной капитал Нераспределенная прибыль Резервный капитал Краткосрочные кредиты банков   – –   –         –

При занесении этих сальдо в бланк баланса примите во внимание следующую информацию:

- вся дебиторская и кредиторская задолженность относится к краткосрочной, т.е. платежи по ней ожидаются в течение отчетного года.

Б. Описание состоявшихся в январе хозяйственных операций (суть операций и ее числовая мера в рублях, если не указана иная единица измерения).

1. От алюминиевого комбината №2 на склад поступил дюраль. Согласно счету поставщика:

а) вес дюраля – 1500 кг;

б) цена 1 кг – 10 руб.;

в) стоимость дюраля – 15000 руб.;

г) НДС 18% ‑ 2700 руб.;

д) итого к оплате – 17700 руб.

Дюраль полностью оприходован.

2. От завода метизов №3 на склад поступили заклепки. Согласно счету поставщика:

а) количество заклепок – 1600 шт.;

б) цена 1 шт. – 0,5 руб.;

в) стоимость заклепок – 800 руб.;

г) НДС 18% ‑ 144 руб.;

д) итого к оплате – 944 руб.

Заклепки оприходованы полностью.

3. С расчетного счета оплачен счет завода метизов №3 за заклепки на сумму 944 руб.

Зачтен НДС в размере 144 руб.

4. С расчетного счета перечислены отчисления на социальное страхование и обеспечение, в том числе:

в пенсионный фонд – 1885 руб.;

в фонд обязательного медицинского страхования – 234 руб.;

в ФСС – 104 руб.

5. Склад материалов отпустил основному цеху дюраль по цене 10 руб. за килограмм:

0) 3900 кг 3) 3800 кг 6) 3880 кг 9) 3910 кг

1) 3950 кг 4) 3930 кг 7) 3960 кг

2) 3850 кг 5) 3830 кг 8) 3960 кг

6. Склад материалов отпустил основному заклепки по цене 0,5 руб. за штуку:

0) 300 шт. 3) 310 шт. 6) 302 шт. 9) 307 шт.

1) 305 шт. 4) 301 шт. 7) 306 шт.

2) 303 шт. 5) 308 шт. 8) 304 шт.

7. На расчетный счет поступил платеж поставщика по предъявленной ранее претензии 600 руб.:

8. Склад материалов отпустил складу готовых изделий картонные коробки для упаковки продукции по цене 1 руб. за штуку:

0) 400 шт. 3) 405 шт. 6) 435 шт. 9) 445 шт.

1) 410 шт. 4) 415 шт. 7) 430 шт.

2) 420 шт. 5) 425 шт. 8) 440 шт.

9. Цех дал складу готовых изделий 5 января 7000 кастрюль.

Указание. Готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, а ее можно определить только после того, как станут известны все затраты на производство продукции, т.е. по истечении месяца. Поэтому проводки по этой операции не составляйте, а зарегистрируйте ее в натуральных единицах измерения в ведомости выпуска готовых изделий (прил. 5).

10. Склад готовых изделий отправил базе Хозторга 5 января 6500 кастрюль.

Указание. Воспользуйтесь разъяснением к операции 9, но зарегистрируйте эту операцию в натуральных единицах в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6).

11. С расчетного счета уплачено железнодорожной товарной станции за перевозку кастрюль, отгруженных базе Хозторга 708 руб., в т.ч. НДС 108 руб.

12. Кассир получил в банке наличные деньги для выдачи заработной платы 16500 руб.

13. Выдана заработная плата за декабрь – 16500 руб.

14. Уплачено с расчетного счета Пермэнерго за электроэнергию, потребленную в декабре 826 руб. Зачтен НДС в размере 126 руб.

15. От алюминиевого комбината №2 на склад поступил дюраль. Согласно счету поставщика:

а) вес дюраля – 2500 кг

б) цена 1 кг – 10 руб.

в) стоимость дюраля – 25000 руб.

г) НДС 18 – 5000 руб.

д) итого к оплате – 30000 руб.

16. От завода метизов №3 поступили на склад запасные части. Согласно счету поставщика:

а) количество запчастей – 600 шт.

б) цена 1 шт. – 6 руб.;

в) стоимость запчастей – 3600 руб.;

г) НДС 18% - 648 руб.;

д) итого к оплате – 4248 руб.

17. С расчетного счета оплачен счет завода метизов №3 за запчасти на сумму (см. операцию 16). Зачтен НДС – ?.

18. С расчетного счета уплачено алюминиевому комбинату №2 за полученный в прошлом месяце дюраль 4720 руб. Зачтен НДС в размере 720 руб.

19. Утвержден авансовый отчет подотчетного лица об израсходования на командировку, связанную с производством продукции, ‑ 450 руб. Остаток неизрасходованных сумм сдан подотчетным лицом в кассу (сумму определить самостоятельно).

20. Цех сдал складу готовых изделий 15 января 16000 кастрюль.

Указание: Воспользуйтесь разъяснением к операции 9.

21. Склад материалов отпустил складу готовых изделий картонные коробки для упаковки продукции 360 шт. по 1 руб. на сумму 360 руб.

22. Склад готовых изделий отправил базе Хозторга 15 января 15000 кастрюль.

Указание: Воспользуйтесь разъяснением к операции №9.

23. С расчетного счета уплачено железнодорожной товарной станции за перевозку кастрюль, отгруженных базе Хозторга, 1416 руб., в т.ч. НДС – 216 руб.

24. База Хозторга заплатила 20 января за кастрюли, отгруженные ей 5 января, 130000 руб. и НДС 23400 руб.

25. Склад материалов отпустил основному цеху дюраль 4080 кг. по цене 10 руб. за килограмм на сумму 40800 руб.

26. Склад материалов отпустил ремонтно-механическому цеху запасные части 191 шт. по цене 5 руб. и 6 руб. на сумму 1136 руб.

27. Начислено телефонной станции за услуги 150 руб., НДС – 27 руб.; итого – 177 руб.

28. Уплачено телефонной станции за услуги с учетом долга за прошлый месяц 708 руб. Зачтен НДС в размере 108 руб.

29. Начислена заработная плата за январь, в том числе:

а) работникам основного цеха:

0) 16000 руб. 3) 15400 руб. 6) 15700 руб. 9)15900 руб.

1) 15800 руб. 4) 16100 руб. 7) 16200 руб.

2) 15600 руб. 5) 15500 руб. 8) 16400 руб.

б) работникам ремонтно-механического цеха – 4400 руб.

в) администрации – 8000 руб.

30. Удержан из заработной платы, начисленной за январь, налог на доходы физических лиц (по действующей ставке). Сумму определить самостоятельно, округлить до целых.

31. Произведены начисления взносов с сумм заработной платы работников основного, ремонтно-механического цехов, администрации за январь (суммы определить самостоятельно, округлить до целых рублей):

- в пенсионный фонд – 22% от начисленной заработной платы;

- в фонд социального страхования – 2.9% от начисленной заработной платы;

- в фонд обязательного медицинского страхования – 5.1% от начисленной заработной платы.

32. Начислено за счет средств социального страхования пособия работниками основного цеха повременной нетрудоспособности – 380 руб.

33. Возвращен банку кредит – 10000 руб.

34. Начислено РЭУ за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение) – 400 руб.; НДС 18% ‑ 72 руб.; итого: 472 руб.

35. Перечислены в бюджет налоги на прибыль и на имущество за прошлый год – 115 руб.

36. С расчетного счета оплачен счет алюминиевого комбината №2 за полученный дюраль – 17700 руб. Зачтен НДС в размере 2700 руб.

37. Начислено Пермэнерго за потребленную в январе электроэнергию на нужды основного цеха – 500 руб.; НДС 18% ‑ 90 руб.; итого: 590 руб.

38. Закрыт счет 23 «Вспомогательное производство».

Указание. Согласно справке бухгалтерии все работы ремонтно-механического цеха заключались в текущем ремонте станочного парка основного цеха, поэтому все его расходы присоединяются к затратам, связанным с основным производством.

39. Закрыт счет 26 «Общехозяйственные расходы». Все его расходы присоединяются к затратам, связанным с основным производством.

40. Отражен выпуск готовой продукции за январь (сумму определить самостоятельно).

Указание. На счете 20 «Основное производство» Вы собрали все затраты, связанные с изготовлением кастрюль. Теперь можно приступить к расчету фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (форма расчета приведена в прил. 7). Примите во внимание, что себестоимость незавершенного производства на 1 февраля составляет, согласно акту его инвентаризации – 65 руб. Для калькулирования себестоимости единицы продукции подсчитайте количество кастрюль, выпущенных в январе в ведомости выпуска готовых изделий (прил. 5).

41. Отражение отгрузки продукции за январь (сумму определить самостоятельно).

Указание. Для определения этой величины следует в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6) подсчитать количество отгруженных кастрюль, если цена 1 кастрюли 20 руб. и НДС – 18%.

42. Списание отгруженной продукции (сумму определить самостоятельно).

Указание. Для определения этой величины следует в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6) подсчитать количество оплаченных кастрюль, а себестоимость единицы продукции Вы уже нашли в приложении 6.

43. Закрытие счета 44 «Расходы на продажу» (сумму определить самостоятельно).

Указание. Согласно справке бухгалтерии всю сумму расходов по сбыту продукции следует присоединить к себестоимости реализованной продукции.

44. Начислен в бюджет НДС по ставке 18% (сумму определить самостоятельно).

45. Отражен финансовый результат от продажи продукции за январь (сумму определить самостоятельно).

Указание. В результате этой операции сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты по счету 90, а сальдо переносится со счета 90 «Продажи» на счет «Прибыли и убытки».

46. Начислен налог на прибыль по действующей ставке (сумму определить самостоятельно, округляя до целых рублей).

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ СТОИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1. Начертите в тетради 3 схемы аналитических счетов к субсчету 76-3 (в том же виде, что и схемы синтетических счетов). Озаглавьте аналитические счета наименованиями организаций, приведенными в разделе А условия задачи №2, и запишите на них указанные там же начальное сальдо.

2. Руководствуясь данными раздела Б условия задачи 32, разнесите на аналитические счета стоимостные показатели тех операций, приведенных в задаче №1, которые изменили дебиторскую и кредиторскую задолженность завода, отображаемую на субсчете 76-3.

3. Подсчитайте и запишите на аналитических счетах обороты и конечное сальдо. Имейте в виду, что в результате текущих операций бывший дебитор может стать кредитором и наоборот.

4. Начертите в тетради форму оборотной ведомости по аналитическим счетам и субсчету 76-3 (форма та же, что и оборотный баланс, но в строках размещаются данные не синтетических, а аналитических счетов).

5. Пользуясь записями на аналитических счетах, заполните оборотную ведомость и подсчитайте в ней итоги по графам.

6. Сверьте итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам с данными субсчета 76-3, зафиксированными на нем при выполнении контрольного задания №1. Начальное сальдо и обороты должны совпадать буквально. Для сверки конечных сальдо следует свернуть два итога, имеющихся в оборотной ведомости по аналитическим счетам, т.е. найти разность между ними, и тогда «свернутая» величина должна совпадать с сальдо субсчета 76-3.

Если какого-либо из этих совпадений нет, найдите и устраните ошибки.

Если все совпадения налицо, то на субсчете 76-3 задачи №1 исправьте конечное сальдо: вместо одного сальдо запишите два, т.е. занесите на субсчет итого конечных сальдо из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Аналогичные исправления внесите в оборотный баланса, где потребуется исправить также общие итоги конечных сальдо. Исправления делайте строго соблюдая правила корректурного способа.

ЗАДАЧА №2

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

А. Начальное сальдо аналитических счетов субсчета 76-3.

- дебетовое сальдо субсчета 76-3, приведенное в условии задачи №1 (531 руб.), отражает дебиторскую задолженность на 1 января РЭУ, оказывающего заводу коммунальные услуги – отопление, водоснабжение и т.д.

- кредитовое сальдо субсчета 76-3, приведенное там же (1357 руб.), отражает кредиторскую задолженность на 1 января следующих организаций:

а) телефонной станции – 531 руб.

б) Пермэнерго – 826 руб.

Б. Описание состоявшихся в январе хозяйственных операций, изменивших состояние дебиторской и кредиторской задолженности (суть операций и ее числовая мера).

1. Согласно выписке из расчетного счета уплачено Пермэнерго за электроэнергию, потребленную в декабре (операция 14 задачи №1), 826 руб.

2. Согласно счету, выписанному телефонной станции за оказанные услуги (операция 29 задачи №1), 177 руб.

3. Согласно выписке из расчетного счета уплачено телефонной станции за оказанные телефонные услуги (операция 29 задачи №1), 708 руб.

4. Согласно заключенному договору причитается РЭУ за коммунальные услуги (операция 35 задачи №1), 472 руб.

5. Согласно показаниям приборов начислено Пермэнерго за потребленную в январе электроэнергию (операция 38 задачи №1), 590 руб.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №3

Наши рекомендации