Дополнительные обозначения, расположенные оправа
Для нормальной работы подшипников при повышенных температурах, в
агрессивных средах и в других особых условиях одни и те же типоразмеры
подшипников могут изготавливаться по специальным требованиям, из специальных материалов или с некоторыми изменениями внутренней конструкции. Дополнительные знаки к условным обозначениям указаны в табл. 3.
Таблица 3
Значение дополнительных знаков | Дополнительные знаки при исполнении | ||
первом | последующем | ||
Детали подшипника из нержавеющей стали | Ю | Ю1, Ю2, ..., Ю23 | |
Кольца и тела качения из цементируемой стали | X | X1, Х2, ..., Х14 | |
Детали подшипников из теплостойких сталей | Р | Р1, Р2, ..., Р31 | |
Детали подшипников из редко применяемых материалов (стекло, керамика). | Я | Я1, Я2, ..., Я11 | |
Сепаратор массивный из черных металлов | Г | Г1, Г2, ..., Г23 | |
Сепаратор из безоловянистой бронзы | Б | Б1, Б2, ..., Б13 | |
Сепаратор из алюминиевого сплава | Д | Д1, Д2, ..., Д16 | |
Сепаратор из латуни | Л | Л1, Л2, ..., Л12 | |
Сепаратор из пластических материалов | Е | Е1, Е2, ..., Е11 | |
Конструктивные изменения деталей подшипников (Для роликовых подшипников "К" обозначает железный штампованный сепаратор) | К | К1, К2, ..., К23 | |
Дополнительные технические требования к шероховатости поверх-, ностей деталей к радиальному зазору, к покрытия | У | У1, У2, ... | |
Специальные требования к температуре отпуска колец подшипников | Т (температура отпуска 200 °С) | Т1 (225°С), Т2 (250°С), ТЗ (300°С) , … , Т6 (450°С) | |
Виды смазочных материалов для подшипников закрытого типа | С | ||
ОКБ-122-7 | С1 | ||
ЦИАТИМ-221 | С2 | ||
ВНИИ НП-262 | С11 | ||
ЛИТОЛ-24 | С16 | ||
Специальные требования к подшипнику по уровню шума | Ш | Ш1, Ш2, …, Ш6 |
Пример: 76-3180209, Е Т2 С 2
3180209 - основные знаки условного обозначения подшипника, подшипник шариковый радиальный однорядный легкой особоширокой серии с двусторонним уплотнением, 6 - класс точности, 7-ой группы радиального зазора, Е - сепаратор из пластического материала, Т2 - температура отпуска колец 250°С, С2 - смазка маслом ЦИАТИМ-221.
Нули слева от значащих цифр при маркировке не проставляются.
Примеры условных обозначений подшипников
Подшипник 208: (0) (0) (00) (0) 2 08 шариковый радиальный однорядный, легкой узкой серии, нормального класса точности; конструктивных отличий нет (основной тип), диаметр отверстия d = 40 мм (08x5= 40).
Подшипник 4074109: (0) 4 07 4 1 09 роликовый радиальный с игольчатыми роликами, особо легкой серии, нормального класса точности с двумя массивными кольцами, диаметр отверстия d = 45 мм.
Подшипник 65-32128: 5 (0) (0) 3 2 1 28 роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами, особолегкой нормальной серии, класса точности 5, 6-й группы радиального зазора с бортами на наружном кольце, диаметр отверстия d = 140мм.
Подшипник 2218Б (0) (0) (00) 2 2 18 Б роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами, легкой узкой серии, нормального класса точности, диаметр отверстия d = 90 мм, сепаратор бронзовый.
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ
Для нормальной работы подшипников необходимо, чтобы вращение колец было легкое, свободное Требуется создать зазоры, обеспечивающие свободное, без защемления шариков или роликов вращение подшипников. Различают два вида зазоров: радиальные и осевые Определение радиального зазора - дано ранее. Осевой зазор - это полное перемещение одного из колец подшипника в осевом направлении из одного крайнего положения в другое при неподвижном другом кольце. Радиальные и осевые зазоры в радиально-упорных подшипниках связаны между собой. При изменении зазора в одном направлении изменяется зазор и в другом.
Как правило, в радиально-упорных подшипниках зазоры регулируют при сборке осевым смещением колец подшипника.
Регулирование зазора в радиально-упорных подшипниках осуществляется путем изменения толщины набора металлических прокладок под фланцами крышек (рис. 7). Набор прокладок составляется из ряда толщин: 0.1, 0.2, 0.4, 0.8 мм Зазор может также изменяться регулировочным винтом, действующим на шайбу (рис. 8) или с помощью гайки (рис. 9).
Посадочный зазор в радиальных подшипниках можно устанавливать за счет посадочного натяга.
ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ
При соединении колец подшипников с валом и корпусом различные типы посадок обеспечиваются выбором соответствующего отклонения валов и отверстий корпусов.
Рис. 7. Регулировка зазора в подшипнике металлическими прокладками.
Рис. 8. Изменение зазора в подшипнике с помощью регулировочного винта.
Рис. 9. Регулировка зазоров в коническом радиально-упорном подшипнике
В подшипниках качения поле допуска внутреннего кольца располагается не в тело, как это имеет место у основной детали в стандартной системе отверстия, а в противоположную сторону (рис. 10). Поэтому соединение внутреннее кольцо - вал получается более плотным. Поле допуска наружного кольца располагается в теле кольца. Характер соединений наружное кольцо - корпус такой же, как и в обычных соединениях по системе вала.
Рис. 10. Схема расположения полей допусков для подшипников
На посадочные диаметры колец, подшипников установлены следующие обозначения полей допусков: L0, L6, L5, L4, L2 - для отверстий внутреннего кольца по классам точности подшипников;
l0, l6, l5, l4, l2 - для наружного диаметра подшипников по классам точности.
Работоспособность подшипников в значительной степени зависит от характера соединения колец подшипников с валом и корпусом.
В зависимости от условий работа подшипникового узла или механизма в целом различают местное, циркуляционное и колебательное нагружение колец подшипников. При местном нагружении при вращении подшипника нагрузка направлена и действует на одно и то же место в кольце (наружное кольцо на рис. 11а, внутреннее - на рис. 11 в)
При циркуляционном нагружении за каждый оборот подшипника последовательно нагружаются все участки дорожки качения кольца (внутреннее кольцо на рис. 11а, наружное - на рис. 11 в). При колебательном нагружении нагрузке подвергается определенный участок дорожки качения, протяженность которого зависит от амплитуды колебаний (рис. 11 б).
Посадки выбирают в зависимости от режима нагружения (Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый) и вида нагружения (местное, циркуляционное, колебательное) (рис. 11). Циркуляционное нагружение с сопряженными деталями должно осуществляться неподвижной посадкой (с натягом) во избежание обкатывания кольцом сопряженной детали и возникновения контактной коррозии (внутреннее кольцо на рис. 11 а, наружное - на рис. 11 в).
Соединение местнонагруженных колец с сопряженными деталями осуществляется более свободными посадками (наружное кольцо - рис. 11 а, внутреннее - рис. 11 в), что дает возможность кольцам иногда проворачиваться.
При колебательном нагружении обычно для обоих колец выбирают переходные посадки (рис. 11, б).
Подшипники с большими натягами не применяют, поскольку вследствие деформации колец, они не позволяют обеспечить требуемые рабочие зазоры в подшипниках.
Рис. 11. К выбору посадок подшипников качения