Дополнительные обозначения, расположенные оправа

Для нормальной работы подшипников при повышенных температурах, в

агрессивных средах и в других особых условиях одни и те же типоразмеры

подшипников могут изготавливаться по специальным требованиям, из спе­циальных материалов или с некоторыми изменениями внутренней конструк­ции. Дополнительные знаки к условным обозначениям указаны в табл. 3.

Таблица 3

Значение дополнительных знаков Дополнительные знаки при исполнении  
первом последующем  
 
Детали подшипника из нержа­веющей стали Ю Ю1, Ю2, .... Ю23  
Кольца и тела качения из цементируемой стали X X1, Х2 Х14  
Детали подшипников из тепло­стойких сталей Р Р1, Р2 Р31  
Детали подшипников из редко применяемых материалов (стекло, керамика). Я Я1, Я2, Я11  
Сепаратор массивный из черных металлов Г Г1, Г2, ..., Г23  
Сепаратор из безоловянистой бронзы Б Б1, Б2, ..., Б13  
Сепаратор из алюминиевого сплава Д Д1, Д2 Д16  
Сепаратор из латуни Л Л1, Л2, ..., Л12  
Сепаратор из пластических матери­алов Е Е1, Е2, . . ., Е11  
Конструктивные изменения дета­лей подшипников (Для роликовых подшипников "К" обозначает же­лезный штампованный сепаратор) К К1, К2, ..., К23  
Дополнительные технические тре­бования к шероховатости поверх-, ностей деталей к радиальному зазору, к покрытия У У1, У2, ...  
Специальные требования к темпе­ратуре отпуска колец подшипников Т (темпе­ратура от­пуска 200 °С) Т1 (225°С), Т2 (250°С), ТЗ (300°С) , … , Т6 (450°С)  
Виды смазочных материалов для подшипников закрытого типа С    
ОКБ-122-7 С1    
ЦИАТИМ-221 С2    
ВНИИ НП-262 С11    
ЛИТОЛ-24 С16    
Специальные требования к подшипнику по уровню шума Ш Ш1, Ш2, …, Ш6  

Пример: 76-3180209, Е Т2 С 2

3180209 - основные знаки условного обозначения подшипника, под­шипник шариковый радиальный однорядный легкой особоширокой серии с двусторонним уплотнением, 6 - класс точности, 7-ой группы радиального зазора, Е - сепаратор из пластического материала, Т2 - температура от­пуска колец 250°С, С2 - смазка маслом ЦИАТИМ-221.

Нули слева от значащих цифр при маркировке не проставляются.

Примеры условных обозначений подшипников

Подшипник 208: (0) (0) (00) (0) 2 08 шариковый радиальный одно­рядный, легкой узкой серии, нормального класса точности; конструктив­ных отличий нет (основной тип), диаметр отверстия d = 40 мм (08x5= 40).

Подшипник 4074109: (0) 4 07 4 1 09 роликовый радиальный с игольчатыми роликами, особо легкой серии, нор­мального класса точности с двумя массивными кольцами, диаметр отверс­тия d = 45 мм.

Подшипник 65-32128: 5 (0) (0) 3 2 1 28 роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами, особолегкой нормальной серии, класса точности 5, 6-й группы радиально­го зазора с бортами на наружном кольце, диаметр отверстия d = 140мм.

Подшипник 2218Б (0) (0) (00) 2 2 18 Б роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами, легкой узкой серии, нормального класса точности, диаметр отверстия d = 90 мм, сепаратор бронзовый.

РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ

Для нормальной работы подшипников необходимо, чтобы вращение ко­лец было легкое, свободное Требуется создать зазоры, обеспечивающие свободное, без защемления шариков или роликов вращение подшипников. Различают два вида зазоров: радиальные и осевые Определение радиаль­ного зазора - дано ранее. Осевой зазор - это полное перемещение одного из колец подшипника в осевом направлении из одного крайнего положения в другое при неподвижном другом кольце. Радиальные и осевые зазоры в радиально-упорных подшипниках связаны между собой. При изме­нении зазора в одном направлении изменяется зазор и в другом.

Как правило, в радиально-упорных подшипниках зазоры регулируют при сборке осевым смещением колец подшипника.

Регулирование зазора в радиально-упорных подшипниках осуществля­ется путем изменения толщины набора металлических прокладок под флан­цами крышек (рис. 7). Набор прокладок составляется из ряда толщин: 0.1, 0.2, 0.4, 0.8 мм Зазор может также изменяться регулировочным винтом, действующим на шайбу (рис. 8) или с помощью гайки (рис. 9).

Посадочный зазор в радиальных подшипниках можно устанавливать за счет посадочного натяга.

ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ

При соединении колец подшипников с валом и корпусом различные ти­пы посадок обеспечиваются выбором соответствующего отклонения валов и отверстий корпусов.

Дополнительные обозначения, расположенные оправа - student2.ru

Рис. 7. Регулировка зазора в подшипнике металлическими прокладками.

Дополнительные обозначения, расположенные оправа - student2.ru

Рис. 8. Изменение зазора в подшипнике с помощью регулировочного винта.

Дополнительные обозначения, расположенные оправа - student2.ru

Рис. 9. Регулировка зазоров в коническом радиально-упорном подшипнике

В подшипниках качения поле допуска внутреннего кольца располагается не в тело, как это имеет место у основной детали в стандартной системе отверстия, а в противоположную сторону (рис. 10). Поэтому соединение внутреннее кольцо - вал получается более плот­ным. Поле допуска наружного кольца располагается в теле кольца. Харак­тер соединений наружное кольцо - корпус такой же, как и в обычных сое­динениях по системе вала.

Дополнительные обозначения, расположенные оправа - student2.ru

Рис. 10. Схема расположения полей допусков для подшипников

На посадочные диаметры колец, подшипников установлены следующие обозначения полей допусков: L0, L6, L5, L4, L2 - для отверстий внутреннего кольца по классам точности подшипников;

l0, l6, l5, l4, l2 - для наружного диаметра подшипников по классам точности.

Работоспособность подшипников в значительной степени зависит от характера соединения колец подшипников с валом и корпусом.

В зависимости от условий работа подшипникового узла или механизма в целом различают местное, циркуляционное и колебательное нагружение колец подшипников. При местном нагружении при вращении подшипника наг рузка направлена и действует на одно и то же место в кольце (наружное кольцо на рис. 11а, внутреннее - на рис. 11 в)

При циркуляционном нагружении за каждый оборот подшипника после­довательно нагружаются все участки дорожки качения кольца (внутреннее кольцо на рис. 11а, наружное - на рис. 11 в). При колебательном нагру­жении нагрузке подвергается определенный участок дорожки качения, про­тяженность которого зависит от амплитуды колебаний (рис. 11 б).

Посадки выбирают в зависимости от режима нагружения (Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый) и вида нагружения (местное, циркуляционное, колебательное) (рис. 11). Циркуляционное нагружение с сопряженными де­талями должно осуществляться неподвижной посадкой (с натягом) во избе­жание обкатывания кольцом сопряженной детали и возникновения контакт­ной коррозии (внутреннее кольцо на рис. 11 а, наружное - на рис. 11 в).

Соединение местнонагруженных колец с сопряженными деталями осу­ществляется более свободными посадками (наружное кольцо - рис. 11 а, внутреннее - рис. 11 в), что дает возможность кольцам иногда провора­чиваться.

При колебательном нагружении обычно для обоих колец выбирают пе­реходные посадки (рис. 11, б).

Подшипники с большими натягами не применяют, поскольку вследствие деформации колец, они не позволяют обеспечить требуемые рабочие зазоры в подшипниках.

Дополнительные обозначения, расположенные оправа - student2.ru

Рис. 11. К выбору посадок подшипников качения

Наши рекомендации