Характеристика холостого хода

iв, А            
n, об/мин            

Первая внешняя (скоростная) характеристика снимается при максимальном токе возбуждения. Для этого выведите полностью регулировочный реостат (Rрег = 0), включите все ступени нагрузочного реостата в цепи генератора, убедитесь, что нагрузочный генератор возбужден и принял нагрузку (ток якоря двигателя возрос, частота вращения упала). Полученные значения Uа, Iа, iв и n запишите в табл. 16. Отключите одну ступень нагрузки и вновь запишите рабочие параметры. Опыт ведется подобным образом до полного отключения нагрузочного реостата (последняя точка).

Таблица 16

Рабочие характеристики двигателя

Опыт Расчет
iв, А Ua, B Ia, A n, об/мин M, Н∙м P2, кВт P1, кВт η, %
               

Вторая внешняя характеристика снимается аналогично, но при токе возбуж-дения 0,7–0,8 от предыдущего.

Регулировочную характеристику в условиях нашей лаборатории лучше начать с режима х.х. Для этого полностью отключите нагрузочный реостат в цепи генератора, установите максимальный ток возбуждения двигателя, запишите данные в табл. 17. Включите одну ступень нагрузочного реостата генератора и, уменьшая ток возбуждения, установите вновь первоначальную частоту вращения. Полученные параметры занесите в табл. 17 экспериментальных данных. Подобным образом снимите всю характеристику.

Для расчета моментных характеристик можно воспользоваться соотношением (34). По имеющимся паспортным данным машины определяется электро-магнитный момент в номинальном режиме, Н∙м:

(35)

где Рн – номинальная мощность двигателя, кВт;

nн – номинальная частота вращения, об/мин.

Таблица 17

Регулировочная характеристика при n = об/мин

Ia, A            
iв, А            

Согласно (34) момент пропорционален произведению тока якоря и магнитного потока возбуждения. У двигателей параллельного (независимого) возбуждения магнитный поток при iв = const изменяется лишь под действием реакции якоря. В пределах номинальной нагрузки этими изменениями в первом приближении можно пренебречь, т.е. принять Ф = const. Тогда, обозначив КM = СMФ, на основании (34) можно записать:

отсюда момент двигателя, Н∙м,

M = KM Ia, (36)

где iв – ток возбуждения по условиям опыта, А.

Мощность на валу двигателя (полезная мощность), кВт,

(37)

Мощность, потребляемая из сети, кВт,

(38)

КПД двигателя, %,

(39)

Однотипные кривые, снятые и рассчитанные при различных токах воз-буждения, должны быть построены на одном графике, что облегчит их сравнение и анализ.

Контрольные вопросы

1) Назначение пускового реостата в цепи якоря двигателя.

2) В каком положении должны находиться пусковой и регулировочный ре-остаты перед пуском двигателя? Почему?

3) Как влияет величина тока возбуждения на частоту вращения якоря двигателя?

4) В чем заключается опасность обрыва цепи возбуждения двигателя с па-раллельным (независимым) возбуждением?

5) Почему с увеличением нагрузки скоростная и моментная характеристики отклоняются от линейной зависимости?

6) К какой группе (жесткие, мягкие) относится внешняя (скоростная) харак-теристика двигателей с параллельным возбуждением?

7) Как изменяется жесткость скоростных характеристик, снятых при различ-ных токах возбуждения? Почему?

8) Какие существуют способы регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока? Какой из них использовался в данной лабораторной работе?

9) Как реверсировать двигатель постоянного тока?

Лабораторная работа 11

Наши рекомендации