Общее устройство домкратов.
А б в г д е
Рис.1. Домкраты:
а– ромбический винтовой; б– винтовой; в - реечный; г– гидравлический;
д – гидравлический подкатной; е – пневматический.
б) блок - это простейший механизм, которые служат для изменения
направления гибкого каната, в котором через насаженный
на ось ролик перекинут канат (цепь), поднимаемый груз, а
также он используется в качестве составных частей поли-
спастов.
Рис.2. Блок.
в) полиспаст - это грузоподъёмное устройство, состоящее
из нескольких подвижных и неподвижных бло-
ков огибаемых веревкой, канатом или тросом,
позволяющее поднимать грузы с усилием в
несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого
груза.
Рис.3. Полиспаст.
г) тали ручные и электрические (электротельферы) – предназначе-
ны для подъёма груза и его перемеще-
ния по линии рельса;
А б
Рис.4. Тали ручные и электрические (электротельферы):
а- таль ручная цепная; б - таль электрическая (тельфер).
д) строительные лебёдки – применяются для подъёма и подтягива-
ния грузов или являются составной ча-
стью более сложных машин;
Рис.5. Строительные лебёдки.
е) строительные подъёмники – служат для подъёма груза на плат-
форме, движущейся в направляющих.
Рис.6. Строительные подъёмники.
Б). Краны:
а) стреловые стационарные краны – производят подъём и
перемещение груза в пределах площадки, охва-
тываемой стрелой; используются для монтажа
конструкций и оборудования;
Рис.7. Стреловой стационарный кран.
б) стреловые самоходные краны -– предназначены для монтажных и
погрузочно-разгрузочных работ; отличаются большой
маневренностью; зона, обслуживаемая краном, мо-
жет быть любой конфигурации;
А б в г
Рис.8. Стреловые самоходные краны:
а – на шасси автомобиля; б – на пневмоходу;
в – на гусеничном ходу; г – на шасси трактора.
б) стреловые башенные краны – передвигаются по рельсо-
вым путям; используются для перемещения гру-
зов и монтажа конструкций в зоне рельсового
пути; наличие башни даёт возможность обслу-
живать площадь, охватываемую стрелой, на
большой высоте;
Рис.9. Стреловые башенные краны.
в) передвижные стреловые краны на рельсовом ходу – ис-
пользуются для перемещения грузов и
монтажа конструкций в зоне рельсового
пути;
Рис.10. Передвижной стреловой кран на рельсовом ходу.
г) самоходные стреловые краны повышенной грузоподъём-
ности– предназначены для монтажных и погрузочно-разгрузоч-
ных работ; отличаются большой грузоподъёмностью и
маневренностью; зона, обслуживаемая краном, может
быть любой конфигурации;
А
Б
Рис.11. Стреловые самоходные краны большой мощности:
а - зарубежного производства; б – большой грузоподъёмности и высокой
проходимости (в результате конверсии, на базе военных тягачей).
и) козловые (портальные) краны - производят перемещение грузов и
монтаж конструкций в пределах площади прямоугольника,
обслуживаемого краном;
Рис.12. Козловой (портальный) кран.
к) мостовые краны;
Рис.13. Мостовой кран.
к) кабельные краны – несущей конструкцией для перемещения груза слу-
жит стальной канат, натянутый между двумя опора-
ми; используются для перемещения грузов и монта-
жа конструкций в зоне несущего каната.
А
Б
Рис.14. Кабельный краны
а – использование на строительстве дамбы и лесозаготовках;
б - перспективные возможности использования.
Простые грузоподъёмные машины предназначеныдля:
- выполнения погрузочно-разгрузочных работ,
- поднятия и опускания грузов,
- и их перемещения.
Домкраты
Домкра́т(от нидерл. Dommekracht; нем. Daumkraft, Wagenwinde, Hebe-
winde) – механизм для подъёма и опускания опирающее-
гося на него груза (конструкций и оборудования), на
небольшую высоту (200-500мм), а также для сдвига-
ния или передвижения груза на незначительные рас-
стояния, выверке конструкций при их установке.
Домкрат незаменим в тех случаях, когда нужно получить большое усилие, в основном используемое для поднятия грузов различных весовых категорий.
Интересные факты.Существует легенда, что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор — Питер Лунати, занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающейся от гидроагрегата с ручным насосом.
Применение.Домкраты незаменимы:
▬ в быте автолюбителей и автомастерских,
▬ в работе складов и производств различных уровней.
▬ в строительном производстве домкраты используются:
▪ при выполнении вспомогательных работ, на основных
монтажных и ремонтных работах, когда надо поднять
груз массой 1000 т и более на небольшую высоту,
обычно до 0,6÷0,6м;
▪ также для перемещения грузов по горизонтали и вы-
верке конструкций при их установке;
▪ домкрат может быть также составной частью строи-
тельных машин и приспособлений.
Достоинствадомкратов:
- имеют небольшой вес и легко переносятся с места на место;
Домкраты испытывают не реже одного раз в год.
Классификация домкратов. Домкраты различают:
а). По назначению:
●- выверочные - для небольших перемещений оборудования (10-
40мм) в проектное положение, которые выпол-
няются обычно винтовыми и реже гидравличе-
скими;
● грузоподъемные - для значительных перемещений оборудо-
вания (50-350мм);
б). По конструктивному исполнению (в зависимости от специфи-
ки применения – те, где в основном упор дела-
ется на механику, и в которых применяются раз-
личные жидкости или сжатый воздух в качестве
подъемной силы):
● реечные,
● винтовые,
● гидравлические.
● пневматические;
а б в г
Рис.15. Домкраты (по назначению):
а– реечный; б– винтовой; в– гидравлический; г– пневматический.
Наиболее распространены: винтовые, реечные и гидравлические домкраты.
в). По мобильности:
● стационарный,
● переносной,
● передвижной.
а
б в
Рис.16. Домкраты (по мобильности):
а– стационарный; б – переносной; в – передвижной.
Общепринятые характеристики домкратов:
- грузоподъемность - характеризует максимально возможный вес поднимае-
мого груза;
- высота подхвата - минимальное расстояние между опорной поверхностью
(землей, полом) и подхватом (опорной точкой домкрата)
в нижнем рабочем положении, соответственно - нижней
кромкой груза (в автомобильном разрезе это клиренс);
- высота подъема - максимальное расстояние от опорной поверхности до
подхвата в верхнем рабочем положении;
- рабочий ход - расстояние между нижним и верхним рабочим положением под-
хвата;
- собственный вес - вес домкрата в рабочем состоянии;
- для некоторых видов домкратов актуальна так же характеристика передаточного числа- например, соотношение площади плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических домкратах.
От него зависит усилие на рукоятке домкрата с ручной подкачкой или мощность двигателя электрического насоса.
Общее устройство домкратов.
Реечные домкраты
В основе такого устройства - вертикальная рейка с зубцами или, как показано на иллюстрации - отверстиями.
Рис.17. Реечный домкрат.
Подхват реечного домкрата перемещается в вертикальной плоскости либо с помощью качающегося рычага, либо вращающейся зубчатой шестерни - тогда вместо рычага у домкрата ручка вращения.
Реечные домкраты нашли свое применение главным образом в грузовом автотранспорте. Причинэтому несколько (достоинство) - в первую очередь большая грузоподъемность и рабочий ход. Не последнее место занимает и высокий КПД устройства, достигающий 85%. Однако конструкция реечного домкрата несет и ряд недостатков, наиболее значимым из которых является размер домкрата - в багажнике легковой машины ему будет явно тесно.
Реечные домкраты в строительстве применяются для:
- правки стальных конструкций,
- выверки колонн,
- подъёма грузов при погрузочно-разгрузочных, монтажных и
ремонтных работах.
Рис.18. Приспособление для выверки колонн реечным домкратом.
Реечныйдомкрат состоит из стального корпуса, в направляющих которого перемещается односторонняя зубчатая рейка. В верхней части рейки расположена грузовая головка, а внизу - лапа для подъема низкорасположенных грузов. Для подъема и опускания рейки вращают рукоятку, которая с рейкой соединена системой шестерен. На высоте груз удерживается с помощью грузоподъемного тормоза, установленного на одной из шестерен. Реечными домкратами можно поднимать грузы массой до 10т на высоту до 0,4м. Реечный домкрат изготовляют грузоподъемностью до 3÷5т с высотой подъема 0,3-0,6м с ручным приводом.
Особенность домкратов реечных состоит в низком расположении подъемной площадки - 9см от пола, пошаговое опускание под нагрузкой. Данная конструкция домкратов реечных и их большой ход делают возможным применение их в качестве ручной лебедки - достаточно дополнить домкрат тросом либо цепью с крюками.
Рис.19. Реечный домкрат:
а– схема; б– конструкция: 1 – рукоятка; 2 – стальная зубчатая рейка;
3 – приводной вал; 4 – храповое колесо; 5 – собачка; 6 – зубчатая пере-
дача; 7 – вращающаяся головка; в– грузоупорный тормоз: 3 – рукоятка;
5 – собачка; 9 – втулка с винтовой нарезкой (закреплена шпонкой на при-
водном валу механизма); 10 – храповое колесо (служащее тормозным
диском); 11 – фрикционные накладки.
Грузоупорный тормоз представляет собой комбинацию из храпового останова и дискового тормоза. На приводном валу механизма закреплена шпонкой втулка 9 с винтовой нарезкой, на которую навинчена рукоятка 3. Между заплечиками втулки и рукоятки свободно насажено храповое колесо 10, служащее тормозным диском. При вращении рукоятки в сторону подъёма груза она навинчивается на втулку и с помощью фрикционных накладок 11 зажимает храповое колесо между заплечиками втулки и рукоятки. Возникающая на рабочих поверхностях диска и заплечиков сила трения используется для передачи крутящего момента приводному валу 12, а собачка 5 свободно проскальзывает по зубьям вращающегося храпового колеса.
При прекращении подъёма собачка упирается в зубья храповика и удерживает груз. Для опускания груза рукоятку следует вращать в обратную сторону. В этом случае рукоятка , смещаясь по резьбе вправо, ослабляет зажатое храповое колесо и даёт возможность грузу опускаться, т.к. связь вала (через втулку и тормозные поверхности храпового колеса) с удерживающей собачкой прекращается. Как только скорость вращения вала под воздействием груза превысит скорость вращения рукоятки, последняя снова станет навинчиваться на втулку, зажмёт храповое колесо, восстановит связь с неподвижной собачкой, и опускание груза прекратится. Т.о. применение грузоупорного тормоза обеспечивает автоматическое стопорение груза при неподвижной рукоятке и ограничивает скорость его опускания при вращении рукоятки.
В корпусе домкрата перемещается стальная зубчатая рейка 2, на верхнем конце которой 7 установлена вращающаяся головка - подхват, а нижний конец загнут и образует лапу, что допускает захват груза на малой высоте. Грузоподъемность на лапе равна половине основной грузоподъемности домкрата. Рейка поднимается и опускается вращением рукоятки 1, которая связана с рейкой зубчатой передачей 6. На приводном валу 3 имеется храповое колесо 4, а на корпусе - собачка 5, которая, упираясь в зубья храпового колеса, препятствует опусканию рейки. Поднимать груз реечным домкратом с откинутой собачкой запрещается. Все реечные домкраты по правилам Госгортехнадзора Украины оборудуются устройствами, предотвращающими произвольное опускание груза. КПД реечных домкратов 0,6-0,8.
Рис.20. Домкрат реечный для подъёмки ж/д пути.
Таблица 1