Силы в зацеплении прямозубых передач
Назначение передач и их классификация
Механическая передача – механизм, передающий работу двигателя исполнительному органу машины.
· по принципу действия
1. передача трением → фрикционные и ременные
2. передача зацеплением → зубчатые, червячные, цепные
· от способа соединения ведущего и ведомого звеньев
1. передачи непосредственного контакта → фрикционные, зубчатые червячные
2. передача гибкой связью → ременные, цепные
Силовые и кинематические соотношения в передачах
Основные характеристики передачи:
· мощность на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах
· угловая скорость ω1 ведущего и ведомого ω2 валов
Дополнительные характеристики:
· механический КПД
η=Р2/Р1
· общий КПД
ηобщ=η1η2…ηn , где η1η2…ηn – КПД каждой кинематической пары (зубчатой, червячной, ременной и др. передач подшипников, муфт)
· окружная скорость
V=ωd/2, где d-диаметр колеса, шкива и др.
· окружная сила
T=P/V=2T/d
· вращающий момент
T=P/ω= F1d/2
Передаточное отношение – отношение угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев. В передаче, понижающей угловые скорости, n>1, при n<1 угловые скорости повышаются.
Для многоступенчатой передачи общее передаточное число:
Uобщ=U1U2…Un, где U1U2…Un – передаточные числа каждой ступени
Общие сведения о прямозубых передачах
В прямозубой передаче зубья входят в зацепление сразу по всей длине.
Передаточное число U=ω1/ω2=d1/d2
Для зубчатых передач отношение числа зубьев колеса z2 к числу зубьев шестерни z1 – передаточное число U
U=z2/z1
Размеры зубчатого колеса выражают через модуль и число зубьев.
Делительный и начальный диаметры:
d=dω=mz
Диаметр вершин da=d+2ha=d+2m
Диаметр впадин df=d-2hf=d-2,5m
Межосевое расстояние aω=(d1+d2)/2=d1(U+1)/2=mz1(U+1)/2=mz∑/2, где z∑=z1+z2 – суммарное число зубьев
Зная z∑ определяют число зубьев шестерни
Z1=z∑(U+1)
и число зубьев колеса
z2=z∑
Силы в зацеплении прямозубых передач
Силы взаимодействия между зубьями определяют в полюсе зацепления П.
Распределённую по контактным линиям нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fm, которая направлена по линии давления (зацепления) NN. Для расчёта зубьев, валов и опор силу Fn раскладывают на составляющие:
· окружная сила
Ft=Fncosaω=2T2/d2=T2(U+1)/(aωU)
· радиальная сила
Fr=Fttgaω,
где T2 – вращающий момент на колесе
aω – угол зацепления
5.Расчёт на контактную прочность прямозубых передач
Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца:
,
где Enp=2E1E2/(E1+E2) – приведённый модуль упругости;
Е1 и Е2 – модуль упругости материала шестерни и колеса;
μ – коэффициент Пуассона
q – нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба
Формула проверочного расчёта цилиндрических прямозубых передач:
Формула проектного расчёта цилиндрических прямозубых передач:
,
где aω – межосевое расстояние;
Т2 – вращающий момент на валу колеса;
σн - допускаемое контактное напряжение;
ψa=b2/aω – коэффициент ширины венца колеса;
b2 – ширина венца колеса;
kHβ- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, зависит от коэффициента ψd=b2/d1=0,5ψa(U+1);
kнv – коэффициент динамической нагрузки