Силы в зацеплении прямозубых передач

Назначение передач и их классификация

Механическая передача – механизм, передающий работу двигателя исполнительному органу машины.

· по принципу действия

1. передача трением → фрикционные и ременные

2. передача зацеплением → зубчатые, червячные, цепные

· от способа соединения ведущего и ведомого звеньев

1. передачи непосредственного контакта → фрикционные, зубчатые червячные

2. передача гибкой связью → ременные, цепные

Силовые и кинематические соотношения в передачах

Основные характеристики передачи:

· мощность на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах

· угловая скорость ω1 ведущего и ведомого ω2 валов

Дополнительные характеристики:

· механический КПД

η=Р21

· общий КПД

ηобщ1η2…ηn , где η1η2…ηn – КПД каждой кинематической пары (зубчатой, червячной, ременной и др. передач подшипников, муфт)

· окружная скорость

V=ωd/2, где d-диаметр колеса, шкива и др.

· окружная сила

T=P/V=2T/d

· вращающий момент

T=P/ω= F1d/2

Передаточное отношение – отношение угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев. В передаче, понижающей угловые скорости, n>1, при n<1 угловые скорости повышаются.

Для многоступенчатой передачи общее передаточное число:

Uобщ=U1U2…Un, где U1U2…Un – передаточные числа каждой ступени

Общие сведения о прямозубых передачах

В прямозубой передаче зубья входят в зацепление сразу по всей длине.

Передаточное число U=ω12=d1/d2

Для зубчатых передач отношение числа зубьев колеса z2 к числу зубьев шестерни z1 – передаточное число U

U=z2/z1

Размеры зубчатого колеса выражают через модуль и число зубьев.

Делительный и начальный диаметры:

d=dω=mz

Диаметр вершин da=d+2ha=d+2m

Диаметр впадин df=d-2hf=d-2,5m

Межосевое расстояние aω=(d1+d2)/2=d1(U+1)/2=mz1(U+1)/2=mz/2, где z=z1+z2 – суммарное число зубьев

Зная z определяют число зубьев шестерни

Z1=z(U+1)

и число зубьев колеса

z2=z

Силы в зацеплении прямозубых передач

Силы взаимодействия между зубьями определяют в полюсе зацепления П.

Распределённую по контактным линиям нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fm, которая направлена по линии давления (зацепления) NN. Для расчёта зубьев, валов и опор силу Fn раскладывают на составляющие:

· окружная сила

Ft=Fncosaω=2T2/d2=T2(U+1)/(aωU)

· радиальная сила

Fr=Fttgaω,

где T2 – вращающий момент на колесе

aω – угол зацепления

5.Расчёт на контактную прочность прямозубых передач

Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца:

Силы в зацеплении прямозубых передач - student2.ru Силы в зацеплении прямозубых передач - student2.ru ,

где Enp=2E1E2/(E1+E2) – приведённый модуль упругости;

Е1 и Е2 – модуль упругости материала шестерни и колеса;

μ – коэффициент Пуассона

q – нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба

Формула проверочного расчёта цилиндрических прямозубых передач:

Силы в зацеплении прямозубых передач - student2.ru

Формула проектного расчёта цилиндрических прямозубых передач:

Силы в зацеплении прямозубых передач - student2.ru Силы в зацеплении прямозубых передач - student2.ru ,

где aω – межосевое расстояние;

Т2 – вращающий момент на валу колеса;

σн - допускаемое контактное напряжение;

ψa=b2/aω – коэффициент ширины венца колеса;

b2 – ширина венца колеса;

k- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, зависит от коэффициента ψd=b2/d1=0,5ψa(U+1);

kнv – коэффициент динамической нагрузки

Наши рекомендации