Силы, действующие в зацеплении передач

В прямозубой передаче в зоне зацепле­ния действует нормальная сила Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , ко­торая направлена по линии зацепления NN. Эту силу раскладывают на составля­ющие: окружную силу Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и радиальную Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .При заданном моменте Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

Для косозубой передачи составляющие нормальной силы Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru (см. рис. 4.12)ок­ружная сила Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , осевая Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и радиальная Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

В шевронной передачеосевые силы Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru взаимно уравновешива­ются и не передаются на валы и опоры.

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Рис. 4.12. Силы, действующие в зацеплении передач

Проверочный расчет зубьев на вынос­ливость при изгибе

Для предотвращения усталостного излома шестерни и колеса должно выполняться условие:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.3.28)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – расчетное местное напряжение изгиба в опасном сечении; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – допустимое напряжение.

Расчетное местное напряжение при изгибе определяют по формуле:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.3.29)

Коэффициент нагрузки при изгибе:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.3.30)

Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru формы зуба выбирают в зависимости от числа зубьев эквивалентного колеса. Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , учитывающий распределение нагрузки по длине контактных линий при расчетах понапряжениям изгиба, определяют по графику (см. рис. 4.9) в зависимости от параметра Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , твердости поверхностей зубьев и места установки колес относительно опор.

Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ,учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по таблице 4.11 или формуле

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.3.31)

Удельную окружную динамическую силу при изгибе принимают для дальнейших расчетов по табли­це 4.10 или рассчитывают по выражению

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.3.32)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев: для косозубых и шевронных передач Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,06; для прямозубых передач с модификацией головки Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,11; для прямозубых передач без модификации головки Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,16; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса (см. табл. 4.9);
Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – окружная скорость, м/с.

Удельную расчетную окружную силу при расчете на изгибную прочность определяют по формуле:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.3.33)

Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru учитывает распределение нагрузки между зубьями. Для расчета на выносливость при изгибе прямозубыхпередач можно принимать Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . Для косозубых и шевронных передач значения Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru выбирают в зависимости от степени точности изготовления передачи:

Степень точности 6 7 8 9

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru 0,72 0,81 0,91 1

При необходимости более точного расчета Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru следует воспользоваться ре­комендациями ГОСТ 21354 – 87.

Коэффициент, учитывающий на­клон зуба:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.3.34)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент осевого перекрытия. Желательно проектировать передачу так, чтобы Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru был бы близок или равен целому числу.

Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев в прямозубых передачах, Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ,в косозубых передачах – Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru (при Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ) или Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
(при Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ≥1).

Проверочный расчет на прочность по напряжениям изгиба
при перегрузках

Прочность зубьев, необходимую для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют из условия:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.3.35)

т.е. сопоставляя расчетное и допустимое напряжения изгиба в опасном сечении при максимальной нагрузке.

Расчетное напряжение изгиба в опасном сечении

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.3.36)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – максимальная нагрузка; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – рабочая нагрузка.

Ориентировочно можно принимать Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru при НВ <350 и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru при НВ > 350 (здесь Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – предел текучести материала).

4.4. Расчет конических передач

Конические зубчатые передачи применяются при необходимости передачи вращающего момента между валами, оси которых пересекаются. Угол между осями обычно равен 90°. Но возможен угол и отличный от 90°.

Конические колеса выполняются с прямыми, тангенциальными, круговыми и другими криволинейными зубьями (рис. 4.13).

По сравнению с цилиндрическими зубчатыми передачами, конические имеют большую массу и габаритные размеры, дороже в изготовлении и требуют тщательной регулировки закрепления при монтаже и в процессе эксплуатации. Кроме того, в коническом зацеплении возникают осевые силы, дополнительно нагружающие подшипники. Нагрузочная способность конической прямозубой передачи приблизительно на 15 % ниже цилиндрической.

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Рис. 4.13. Виды конических зубчатых колес с прямыми а,

тангенциальными б и круговыми в зубьями

Область применения конических колес с прямыми зубьями ограничена окружной скоростью до 3 м/с. Колеса с косыми (тангенциальными) зубьями используют редко, так как они очень чувствительны к погрешностям изготовления и монтажа и трудоемки в изготовлении. При окружных скоростях более 3 м/с в основном применяют зубчатые колеса с круговыми зубьями. Они проще в изготовлении, менее чувствительны к погрешностям изготовления и монтажа. Их зубья обладают высокой изгибной прочностью, а передачи с такими колесами – большой плавностью зацепления. Существенный недостаток передач с косыми и круговыми зубьями – возникающие в них осевые усиления, которые при изменении направления вращения колес меняются по значению и направлению.

Основные кинетические и геометрические параметры. В зависимости от размеров сечений по длине зубья конических колес выполняют трех форм
(рис. 4.14).

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Рис. 4.14. Формы зубьев конических колес

Осевую форму 1 применяют для конических передач с прямыми и тангенциальными (косыми) зубьями, а также для передач с круговыми зубьями при нормальном модуле Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , угле наклона линии зуба на среднем диаметре Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru °и общем числе зубьев Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .Для этой формы характерны нормальные понижающиеся зубья и совпадения вершин делительного и внутреннего конусов.

Осевая форма 2 характеризуется равноширокими зубьями и несовпадением вершин делительного и внутреннего конусов. При такой форме ширина впадины постоянная, а толщина зуба по делительному конусу увеличивается пропорционально расстоянию от вершины. Это основная форма для колес с круговыми зубьями, так как позволяет обрабатывать одновременно обе поверхности зубьев.

Осевой форме 3 присущи равновысокие зубья, так как образующие делительного и внутреннего конусов параллельны между собой. Такую форму применяют для круговых зубьев при Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и средних конусных расстояниях
от 75 до 750 мм.

Для конических колес удобнее задавать и измерять размеры зубьев на внешнем торце. Так, в колесах с зубьями формы I задают внешний окружной модуль Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , значение которого может быть нестандартное. В конических колесах с зубьями формы II принято применять нормальный модуль Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru на середине ширины зубчатого венца.

Для нарезания круговых зубьев используют немодульный инструмент, позволяющий обрабатывать зубья в некотором диапазоне модулей.

Поэтому допускается использование передач с нестандартными и даже дробными модулями.

Между модулями Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru существует следующая зависимость:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.4.1.)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент относительной ширины колеса; b – ширина зубчатого венца; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – внешнее конусное расстояние; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – угол наклона линии
зуба.

При выборе Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru следует помнить, что его увеличение улучшает плавность зацепления, но при этом возрастает осевое усиление зацепления, и, как следствие, увеличиваются габаритные размеры подшипниковых узлов. Для трансмиссий обычно применяют Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

При ведущей шестерне конические передачи выполняют, как правило, с передаточным отношением Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . В передачах с круговыми зубьями предельное значение Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . Если шестерня ведомая, то передаточное отношение должно быть не более 3,15.

Число зубьев шестерни обычно задают в пределах Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Минимальное число зубьев шестерни конических передач, при котором отсутствует подрезание зубьев, определяют по формулам: для прямозубых передач с исходным контуром по ГОСТ 13754-81:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.2)

Для передач с круговыми зубьями при выполнении исходного контура по ГОСТ 16202-81:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (3.4.3)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – половина угла делительного конуса.

Для выбора Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru в конических передачах рекомендуется: для зубчатых передач с твердостью рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru число зубьев шестерни определяется по графикам на рис. 4.15 в зависимости от внешнего делительного диаметра шестерни Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

б)
а)
Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Рис. 4.15. Графики для определения зубьев конической шестерни

а – прямозубой; б – с круговыми зубьями

Схема сил, действующих в прямозубом коническом зацеплении приведена на рис. 4.16, а, б, в геометрические размеры конического зацепления – на
рис. 4.16, г.

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

в)

а) б)

г)

 
Рис. 4.16. Схема сил, действующих в прямозубом коническом зацеплении,

и геометрические размеры конического зацепления

Таблица 4.14

Условные обозначения и основные формулы геометрического расчета
параметров ортогональной конической передачи
с круговыми зубьями, изготовленными по форме 1

Параметр Обозначения и расчетные формулы
1. Число зубьев плоского колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
2. Среднее конусное расстояние Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
3. Внешнее конусное расстояние Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
4. Ширина зубчатого венца b
5. Среднее конусное расстояние для зубьев Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
6. Коэффициент ширины Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
7. Средний нормальный модуль зубьев Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
8. Передаточное число u = z2 / z1
9. Угол делительного конуса Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
10. Коэффициент смещения Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
11. Коэффициент изменения толщины зубьев шестерни Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
12. Внешний окружной модуль при заданном Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
13. Высота ножки зуба в расчетном сечении, мм Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
14. Нормальная толщина зу-ба в расчетном сечении Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
15. Угол ножки зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
16. Угол головки зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
17. Увеличение высоты головки зуба при переходе от среднего сечения на внешний торец Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
18. Увеличение высоты ножки зуба при переходе от расчетного сечения на внешний торец Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
19. Высота головки зуба в расчетном сечении Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
20. Внешняя высота головки зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
       

Окончание табл. 4.14

21. Внешняя высота ножки зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
  Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
22. Внешняя высота зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
23. Угол конуса вершин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
24. Угол конуса впадин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
25.Средний делительный диаметр Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
26. Внешний делительный диаметр Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
27. Внешний диаметр вершин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
28. Расстояние от вершины до плоскости внешней окружности вершин зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
29. Коэффициент осевого перекрытия Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

При твердости Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ≤350 и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ≤350 значение Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , определенное по графику, увеличивают в 1,6 раза; при Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ≤350 – в 1,3 раза.

Подробный расчет для прямозубых конических передач приведен в
ГОСТ 19624-74, а для колес с круговыми зубьями – в ГОСТ 19326-73.

Основные зависимости для определения геометрических параметров ортогональной конической передачи с круговыми зубьями, изготовленными по форме 1 и форме 2, указаны в таблицах 4.14. и 4.15.

Таблица 4.15

Основные формулы геометрического расчета параметров ортогональной
конической передачи с круговыми зубьями, изготовленными по форме 2

Параметр Обозначения и расчетные формулы
1. Число зубьев плоского колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
2. Внешнее конусное расстояние Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
3. Ширина зубчатого венца b
4. Среднее конусное расстояние для зубьев R = Re - 0,5b
5. Коэффициент ширины Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
6. Средний угол наклона линии зубьев sinn = ( d0/2R)(1 – 0.5b2/d02)
6. Средний нормальный модуль зубьев Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
6. Передаточное число u = z2 / z1
7. Угол делительного конуса Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
8. Коэффициент смещения Шестерня xn1 = 2(1-1/u2)cos3 bn/z1)1/2
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
9. Коэффициент изменения толщины зубьев шестерни Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
10. Внешний окружной модуль при заданном Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
11. Сумма углов ножек шестерни и колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
12. Угол ножки зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
13. Угол головки зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
14. Высота ножки зуба в расчетном сечении, мм Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
15. Увеличение высоты головки зуба при переходе от среднего сечения на внешний торец   Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
  Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
16. Увеличение высоты ножки зуба при переходе от расчетного сечения на внешний торец Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
17. Уменьшение высоты головки зуба в расчетном режиме Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
       

Окончание табл. 4.15

18. Высота головки зуба в расчетном сечении Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
19. Внешняя высота головки зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
20. Внешняя высота ножки зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
21. Внешняя высота зуба Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
22. Угол конуса вершин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
23. Угол конуса впадин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
24. Средний делительный диаметр Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
25. Внешний делительный диаметр Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
26. Внешний диаметр вершин Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
27. Расстояние от вершины до плоскости внешней окружности вершин зубьев Шестерня Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Колесо Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
28. Коэффициент осевого перекрытия Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

В конических передачах Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru >1; чтобы повысить сопротивление заеданию в зацеплении, шестерню рекомендуется выполнять с положительным смещением ( Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru для прямозубых передач, Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru для передач с круглыми зубьями), а колесо – с равным ему по абсолютной величине отрицательным смещением
( Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru или Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ).

Значение Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru определяют по таблицам ГОСТ 19624-74,
ГОСТ 19326-73 или по формуле

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.4)

Для конических зацеплений с Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ≥2,5 применяют тангенциальную коррекцию, за счет которой увеличивается толщина зуба шестерни при соответственном уменьшении толщины зуба колеса, что приводит к выравниванию их прочности на изгиб. Коэффициент тангенциального смещения (изменения расчетной толщины зуба исходного контура):

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.4.5)

где a, b – постоянные коэффициенты, характеризующие инструмент: a= 0,03,
b = 0,08 для прямозубых передач; а = 0,11, b = 0,01 для передач с круговыми зубьями – при βm=35°.

Тангенциальная коррекция не требует специального инструмента, ее выполняют разведением резцов, обрабатывающих противоположные стороны зубьев. Применение высотной коррекции в сочетании с тангенциальной позволяет одновременно уменьшить вероятность заедания зубьев и выровнять прочность зубьев шестерни и колеса.

Проектный и проверочный расчеты конических передач
на контактную выносливость

По критериям эти расчеты аналогичны расчетам цилиндрических передач, отличаются лишь уточнением некоторых коэффициентов и определением внешнего делительного диаметра колеса вместо межосевого расстояния.

Для прямозубых конических колес и колес с круговыми зубьями при
βm = 35° и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,285 ориентировочное значение внешнего делительного диаметра Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , мм, можно определить по формуле

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.6)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – расчетный вращающий момент на колесе, Н Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru м; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса. Для конических передач коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru можно определятьпо графикам (см. рис. 4.9) при Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,285; u – передаточное число, должно соответствовать одному из стандартных значений; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – допустимое контактное напряжение, МПа; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – коэффициент вида зубьев: для конических передач с прямым зубом Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 0,85; для передач с круговым зубом его определяют по формулам таблицы 4.16.

Таблица 4.16

Формулы для определения коэффициентов Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru и Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Коэффициент Твердость рабочих поверхностей зубьев
HB Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , HB Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru HRC Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ,HB Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru HRC Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ,НRC Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru
Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =1,22+0,21u Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =1,13+0,13u Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =0,81+0,15u
Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =0,94+0,08u Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =0,85+0,043u Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =0,65+0,11u

Полученное значение Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru округляют до стандартного, по которому выбирают ширину венцов колес (табл. 4.17).

Затем определяют внешний делительный диаметр шестерни Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ,и по графикам (см. рис. 4.15) определяют число зубьев шестерни z1ичисло зубьев колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . Полученное число зубьев Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru округляют до целого числа в ближайшую сторону и уточняют фактическое передаточное число: Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

Отклонение расчетного значения и от заданного не должно превышать 4 %.

С точностью до второго знака после запятой определяют внешний окружной модуль для колес:

– с прямыми зубьями

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ; (4.4.7)

– с круговыми зубьями

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.8)

Все остальные геометрические раз­меры вычисляют по формулам, приведенным в таблицах 4.14 и 4.15.

После определения геометрических параметров колес и передачи в целом их проверяют на контактную выносли­вость по формуле:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.9)

Таблица 4.17

Основные параметры конических передач (по ГОСТ 12289-76)

Внешний делитель- ный диаметр колеса Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru Ширина венцов зубчатых колёс Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , мм, для номинальных передаточных чисел
1,6 (1,8) 2,0 (2,24) 2,5 (2,8) 3,15 (3,55) 4,0 (4,5) 5,0
(71) (90) (112) (140) (180) (225) (280) 10,5 11,5 11,5 – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Примечание: Значения диаметров, данные в скобках, ограничены в применении

Параметры, входящие в эту форму­лу, определяют следующим образом: Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru по рисунку 4.10; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru по рисунку 4.17; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru по таблице 4.11; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru по таблице 4.16. Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , учитывающий механические свойства материала шестерни и колеса, для стали равен 190 МПа. Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru учитываю­щий форму сопряженных поверхнос­тей, вычисляют по формуле (4.3.14). Для колес с прямыми зубьями можно при­нимать Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 2,5; с круговыми зубьями (при βm =35° Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =2,26).

Коэффициент, учитывающий сум­марную длину контактных линий:

– для прямозубых конических передач

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.4.10)

– для конических передач с круговы­ми зубьями

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.11)

Коэффициент торцевого перекры­тия зубьев εa вычисляют по формуле (4.3.18).

Проектный расчет конических зубча­тых передач
на выносливость зубьев по напряжениям изгиба

Такой расчет вы­полняют для открытых передач, под­верженных интенсивному износу. Сначала определяют модуль при предварительно принятом числе зубьев z1 и параметре Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru .

Рекомендуется Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru при со­блюдении условий: Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru ; Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . Меньшие значения Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru целесообразно принимать для неприрабатывающихся колес, когда HB > 350 и НВ > 350, а также при резко переменных нагрузках.

Коэффициент ширины зубчатого венца относительно среднего диаметра шестерни можно также вычислить по формуле:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.12)

Нормальный модуль в среднем сече­нии зубчатого венца определяют из ус­ловия изгибной выносливости:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , (4.4.13)

где Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru – допустимый коэффициент износа: Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru = 1,1…1,25 в зависимости от требуемой точнос­ти передачи.

Для колес с круговыми зубьями та­кой расчет не выполняют, так как в открытых передачах эти колеса не приме­няют.

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru

Рис. 4.17. Графики для определения ориентировочных значений K и K

для конических передач:1 – передача I (опоры на шариковых подшипниках);

2 – передача I (опоры на роликовых подшипниках); 3 – передача II.

Штрихпунктирные линии соответствуют коническим передачам с круговыми зубьями. Для этих передач при HB2 < 350, а также при HB1 < 350 и HB2 < 350 следует принимать K = 1

Проверочный расчет конических зуб­чатых передач
на выносливость по на­пряжениям изгиба

Напряжение изгиба в зубе шестерни:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.14)

Коэффициент Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru , учитывающий пере­крытие зубьев, для конических передач с прямыми зубьями принимают Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =1, а с круговыми зубьями определяют по формуле:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.15)

Коэффициент, учитывающий на­клон линии зуба, для конических пере­дач с прямыми зубьями принимают Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru =1, с круговыми зубьями (при βm = 35°):

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.16)

Окружная сила на среднем диамет­ре, Н:

Силы, действующие в зацеплении передач - student2.ru . (4.4.17)

Наши рекомендации