Организация и формы текущего контроля
УТВЕРЖДАЮ
Начальник факультета
полковник
А. Матвиенко
____ июня 2008 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
группового занятия № 3
(№ 8, 9 по тематическому плану)
по дисциплине
"Автоматика и управление"
Тема 4. Измерительные устройства
Цель занятия
При проведении занятия преподавательдолжен: обеспечить изучение курсантами военной техники и организации ее применения, и эксплуатации.
прививать курсантам военно-профессиональные и командно-методические навыки
воспитывать у курсантовнаучный подход к анализу измерительных устройств,творческое мышление, ответственность за полученные результаты и принятые на их основе организационные и технические решения.
В результате проведения учебного занятия курсанты должны:
иметь представление:
-о способах описания авиационных ГТД и боевых ЛА как объектов управления;
знать:
- основные понятия теории автоматического управления;
- статические и динамические свойства основных элементов САУ;
- конструктивные схемы основных элементов САУ ГТД и боевых ЛА.
уметь:
- проводить анализ автоматических систем летательных аппаратов и их силовых установок, по их структуре, функциональным связям и элементам.
2. Количество часов учебного занятия: 4 часа
3. Место проведения (рекомендуемое): специализированная учебная аудитория 141
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методическая литература
Основная литература
1. Караваев Ю.А. Автоматика и управление: курс лекций / Ю.А. Караваев, П.К. Кузин, С.В.Пахомов. - Иркутск: ИВВАИУ, 1999.
2. Гаевский С.А. Основы автоматики летательных аппаратов: учеб. пособие / С.А. Гаевский. - М.: ВВИА, 1985.
Дополнительная литература
3. Кузин П.К. Элементы автоматических систем и их характеристики: учеб. пособие / П.К. Кузин. - ИВВАИУ, 1995.
4. Аскерко В.С. Основы авиационной автоматики / В.С. Аскерко, Н.К. Бодунов, Н.Я. Смольников. - М.: Воениздат, 1972. – 388 с.
5. Справочник по теории автоматического управления /Под ред. А.А. Красовского. – М.: Наука. Гл. ред. физ. –мат. лит., 1987, – 712 с.
6. Цыгулев И.Т. Основы автоматики летательных аппаратов: курс лекций / И.Т. Цыгулев, В.Ф. Кудрявцев. - Иркутск: ИВВАИУ, 1990.
7. Шевяков А.А. Автоматика авиационных и ракетных силовых установок / А.А. Шевяков. - М.: Машиностроение, 1970/ – 660 с.
8. Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей / Б.А. Черкасов. - М.: Машиностроение, 1974. – 374 с.
Учебно-наглядные пособия
1. Плакат “Механические центробежные измерительные устройства”.
2. Плакат: "Датчики температуры воздуха, газа" .
3. Макеты измерительных устройств АС
Задание (методические рекомендации) курсантам по подготовке к занятию
Повторить:
1. Учебный материал тем 1-3 и темы 4 (группового занятия № )2.
2. Учебный материал литературы: [1], c.71…80; [2], c.81…89
Законспектировать изученный материал по теме.
Вопросы курсантам для самоконтроля
1. Для чего предназначено измерительное устройство?
2. Приведите классификацию измерительных устройств.
3. Перечислите требования к измерительным устройствам.
4. Объясните принцип действия, особенности конструктивного выполнения и алгоритм функционирования механического центробежного измерительного устройства.
Содержание занятия и примерный план учебного занятия
Примерный план учебного занятия
№ | Наименование учебного вопроса | Время, мин | Требуемое ТСО |
1. | Вводная часть | ||
1. Прием учебной группы, объявление темы и цели занятия, плана проведения занятия | |||
2. Контроль подготовленности курсантов к занятию | |||
2. | Основная часть | ||
4.2.2. Измерительные устройства давления и перепада давления. Золотникового типа 4.2.2.1. Принцип действия, особенности конструктивного выполнения. 4.2.2.2. Алгоритм функционирования. 4.2.2.3. Статические и динамические характеристики. 4.2.2.4. Эксплуатационная надежность и стабильность характеристик. Возможные неисправности. Мембранного типа 4.2.2. Датчики температуры газа. Термопара 4.2.2.1. Принцип действия, особенности конструктивного выполнения. 4.2.2.2. Алгоритм функционирования. 4.2.2.3. Статические и динамические характеристики. 4.2.2.4. Эксплуатационная надежность и стабильность характеристик. Возможные неисправности. Биметаллический датчик Радиационный пирометр | |||
3. | Заключительная часть | ||
1. Подведение итогов занятия | |||
2. Ответы на вопросы | |||
3 Объявление задания на самостоятельную работу |
Содержание занятия
Вводная часть
Во вводной части:
проверить наличие курсантов в аудитории по классному журналу, внешний вид курсантов и порядок в аудитории (недостатки устранить);
проверить наличие у курсантов рабочих тетрадей для занятий, учебных пособий и калькуляторов;
назвать вид занятия, тему и цель занятия;
указать место и необходимость данного занятия в структуре дисциплины, связь его с предыдущими занятиями;
довести порядок проведения занятия и на что следует обратить внимание;
определить степень готовности курсантов к занятию
Вопросы входного контроля знаний:
1. Приведите классификацию измерительных устройств.
2. Поясните конструкцию и принцип действия МЦИУ золотникового типа.
3. Сформулируйте определение статической характеристики элемента АС.
Основная часть
Целью основной части занятия является достижение учебных и воспитательных целей занятия.
В основной части занятия проводится рассмотрение учебных вопросов согласно тематическому плану и приложению 1.
В случае неполного выполнения плана занятия курсантами оставшаяся часть переносится на самостоятельную работу курсантов в виде домашнего задания.
Заключительная часть
В заключительной части занятия подводятся итоги (степень достижение цели, анализ работы учебной группы в целом), выдается задание на самостоятельную работу.
В случае необходимости преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у курсантов.
Организация и формы текущего контроля
С целью проверки уровня подготовленности курсантов к занятию преподаватель проводит входной контроль (письменный или устный), а во время занятия выполняет проверку полноты работы курсантов с учетом индивидуальных заданий..
Текущий контроль усвоения учебного материала группового занятия осуществляется путем постановки контрольных вопросов. При этом преподаватель обращает внимание на понимание существа вопроса каждым курсантом.
Рекомендуемые контрольные вопросы:
· Назовите составные части биметаллического датчика.
· Назовите входные и выходные сигналы ИУ давления золотникового типа.
· Чем объясняется большая инерционность термопары.
· Перечислите способы улучшения динамических свойств термопары.
· Как изменится статическая характеристика ИУ давления мембранного типа при появлении трещины на мембране.
· Поясните конструкцию и принцип работы радиационного пирометра.
В конце занятия преподаватель оценивает курсантов с учетом результатов входного контроля и их работы на занятии с выставлением оценки в журнал учета учебных занятий.