Устройство сосланных частей системы
Масляный насос (рисунок 17). Циркуляцию масла в смазочной системе двигателя создает шестеренный насос. Он установлен на крышке первого коренною подшипника коленчатого вала. Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса I, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня насоса 4 крепится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия корпуса к выходному 5.
Рисунок 17 - Масляный насос:
а - устройство; б - схема работы; 1 - корпус; 2 крышка;
3 ведущий вал; 4 - ведущая шестерня; 5 выходное
отверстие; 6 - ведомая шестерня; 7 - маслоприемник;
8 - сетка маслоприемника; 9 ось; 10 - редукционный клапан; 11 - регулировочный винт
У крышки насоса имеется прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет большую вязкость.
Привод масляного насоса осуществляется от коленчатою вала через приводную шестерню.
Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одною ряда овальных стальных трубок.
К концам трубок приварены штампованные стальные коллекторы, а к последним - штуцеры, к которым кренят маслопод-водящие и маслоотводяшие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен перед водяным радиатором.
Маслоочистители
По способу- очистки масла маслоочистители можно разделить как минимум на два типа:
- очистка за счет действия центробежных сил. возникающих при вращении. При этом происходит расслоение вещества на легкие и тяжелые фракции, последние оседают на стенках полою тела вращения;
- очистка путем фильтрования через пористый материал, например, через бумажную гофру, пористый фарфор. Пористость материала зависит от площади контакта, свойств жидкости и давления в системе смазки.
Рисунок 18 - Схема простейшей масляной центрифуги:
1 жиклер (форсунка); 2 трубка; 3 - упорная шайба ротора;
4 ротор; 5 ось ротора; А - кольцевой канал входа масла:
Б – маслоотводящая трубка; неочищенное масло;
очищенное масло;→ механические примеси
Принципиальное устройство масляной центрифугидля очи-стки от механических примесей масла, циркулирующего в смазочной системе двигателя, показано на рисунке 18. Она имеет ротор 4, которым свободно установлен на оси 5, закрепленнойв корпусе (на рисунке не показан).
Масло очищается в центрифуге следующим образом. Из масляного насоса оно поступает под давлением через вертикальный кольцевой канал А и радиальное отверстие оси 5 внутрь ротора, далее через трубки 2 к калиброванным отверстиям-жиклерам (форсункам) 1, из которых вытекает с большой скоростью. При отталкивающем действии (реакции) вытекающих струй масла ротор начинает вращаться в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус маслоочистителя, сливается в картер двигателя.
При быстром вращении ротора механические примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде смолистого слоя.
При нормальном давлении масла частота вращения ротора составляет около 100 с'1 (6000 мин"'). Для смазывания трущихся деталей двигателя очищенное масло из середины ротора направляется по радиальному и продольному отверстиям в верхней части оси в трубку Л1 и в главную магистраль.
В отличие от простейшей центрифуги, полнопоточная (рисунок 19) представляет собой корпус I с колпаком 10, пустотелую ось 4, ввернутую в корпус, и ротор, который свободно помещен на оси. В ней выход масла в главную магистраль осуществляется но трубке 3, установленной внутри пустотелой оси 4 ротора. В ротор масло поступает через кольцевой канал между трубкой 3 и осью 4.
Ротор включает в себя остов 8, верхнюю 9 и нижнюю 15 крышки. В нижней части ротора на пустотелой оси закреплен насадок 5 с выходными тангенциальными отверстиями. В верхней части остова выполнены тангенциальные входные отверстия 12 в маслоотводящую трубку 3. При работе двигателя масло по каналу 2 подается под давлением от насоса в кольцевой канал, находящийся между пустотелой осью 4 и трубкой 3. Далее оно попадает через выходные отверстия 7 в неподвижный насадок 5. В нем имеются щели 16, через которые масло поступает в тангенциальном направлении (по касательной) внутрь стакана 14 и ротора.
Рисунон19-Схема работы полнопоточной центрифугидизеля Д-243:
1 корпус; 2 подводящий канал; 3 - маслоотводящая трубка;
4 - пустотелая ось; 5 насадок; 6, 7 - выходные отверстия в остове и оси: 8 остов; 9, 15 - верхняя и нижняя крышки; 10 колпак; 11 - шайба; 12 тангенциальное отверстие; 13 радиальное отверстие в оси ротора; 14- стакан; 16 - щель в насадке; 17. 18, 19 - сливной, радиаторный и перепускной клапаны; → нефильтрованное масло; - масло, проходящее очистку; >→ масло, прошедшее через центрифугу
Вытекая с большой скоростью из щелей 16, масло приобретет вращательное движение и, воздействуя на стенки остова и стакана 14, передает вращение ротору. Очищенное масло направляется через тангенциальные отверстия 12 во внутреннюю проточку верхней части остова, вызывая реактивную силу, и поступает через радиальные отверстия 13 в маслоотводящую трубку 3 и далее в главную масляную магистраль.
Таким образом, ротор центрифуги вращается за счет суммарной энергии двух потоков масла: активного действия струй при поступлении в ротор по щелям 16 и реактивного
действия струй при выходе из ротора через отверстия 12.
В корпусе маслоочистителя установлены три клапана: сливной, радиаторный и перепускной. Сливной клапан 17 поддерживает давление в масляной магистрали, а перепускной 19 - в роторе. Оба клапана регулируют винтами. Радиаторный клапан 18 служит для перепуска холодного масла в масляные каналы, без поступления его в радиатор.
Рисунок 20 - Маслоочиститель со сменным фильтрующим
элементом:
1 перепускной клапан; 2 корпус; 3 колпак; 4 пружина; 5 фильтрующий элемент; 6 - стержень; 7 датчик температуры; 8 пробка сливного отверстия
Маслоочистители, через которые проходит весь поток масла, называют полнопоточными.
На дизеле Д-144 (трактор ЛТЗ-55) в последнее время вместо центрифуги устанавливают маслоочиститель со сменным фильтрующим элементом (рисунок 20). Он состоит из корпуса 2, колпака 3 и бумажного фильтрующегоэлемента 5.
При работе дизеля масло под давлением просачивается сквозь поры бумажной ленты, оставляя на ее поверхности механические примеси. Пройдя в кольцевую щель между внутренним цилиндром фильтрующегоэлемента и стержнем 6, очищенное масло поступает из фильтра и масляную магистраль для смазывания трущихся деталей. При загрязнении фильтрующегоэлемента или поступлении под давлением охлажденного масла открывается перепускной клапан 1, и масло направляется в масляную маги-страль, минуя фильтр.