Расчет показателей безотказности систем сервиса
При оценке надежности систем сервиса необходимо рассматривать элементы этих систем и их совокупности. Системы сервиса могут состоять из различных элементов (например, подъемно-транспортное оборудование, конвейерное оборудование, вспомогательные транспортные средства и др.). Наиболее часто приходится оценивать надежность системы сервиса, состоящей из одинаковых элементов. К этим системам относятся, например, совокупности транспортных средств, выполняющих функции сервиса. Наиболее характерной такой системой является автобусный парк, обслуживающий пассажиров по их доставке в аэропорт и обратно. В этом случае для оценки безотказности автобуса будем использовать наработку в виде пройденного расстояния (км). Тогда вероятность безотказной работы автобуса в течение наработки обозначим Значение рассчитывается по формуле
где средняя наработка между отказами (средний пробег между отказами автобуса).
Вероятность безотказной работы m автобусов
Если в автопарке для перевозки пассажиров выделяется n автобусов, а требуется m (m<n) автобусов, то вероятность безотказной работы m автобусов из n можно определить по формуле
где вероятность отказа автобуса при пробеге расстояния – число сочетаний из n по i;
Формула учитывает все благоприятные ситуации, т.е. такие, когда безотказно работает не менее m автобусов из n.
Рассмотрим расчет показателей безотказности систем сервиса на примере.
Пусть для доставки пассажиров в аэропорт из центра города (расстояние 15 км) требуется три работоспособных автобуса из расчета на один самолето-вылет. Средняя наработка на отказ автобуса – 750 км. После десяти часов работы каждый автобус проходит ежедневное техническое обслуживание, при котором в случае обнаружения отказов работоспособность автобуса восстанавливают. Требуется определить, какова вероятность успешной доставки всех пассажиров на самолето-вылет тремя назначенными по плану автобусами. Кроме того, необходимо определить, сколько следует планировать автобусов на один самолето-вылет, чтобы вероятность успешной доставки пассажиров составляла не менее 99%. Наконец, требуется определить, какова вероятность безотказной работы одного автобуса за рабочую смену. Известно, что средняя скорость автобуса равна 40 км/ч.
Представим исходные данные задачи в формализованном виде.
Расстояние от центра города до аэропорта l = 15 км;
средняя скорость автобуса vср.= 40 км/ч;
средняя наработка автобуса на отказ L = 750 км;
интервал времени работы между ежедневными техническими обслуживаниями tЕТО = 10 ч;
требуемая вероятность успешной доставки пассажиров на самолет-вылет
P* = 99% = 0,99;
требуемое количество автобусов m = 3.
Определить: вероятность успешной доставки пассажиров тремя автобусами P(3); количество планируемых для перевозки автобусов n* (на один самолето-вылет), при котором обеспечивается вероятность P*; вероятность безотказной работы одного автобуса за рабочую смену P(lсм).
Решение.
1. Вероятность успешной доставки пассажиров тремя автобусами в соответствии с формулой для P(m)(l)
P(3)(l)=
2. Поскольку при выделении трех автобусов (m=3) имеем P(3)(l)<P*, то рассмотрим случай выделения четырех автобусов (n=4). Тогда в соответствии с формулой для P(m/n)(l) получим:
=
= .
В соответствии с формулой для P(l) имеем:
Используя это значение и найденное ранее P(3)(l), можем определить:
Это значение превышает P* = 0,99, поэтому достаточно выделить n*= 4 автобуса из расчета на один самолето-вылет.
3. Для определения вероятности безотказной работы одного автобуса за рабочую смену P(lсм) найдем вначале lсм. Используя значения tЕТО как интервал времени, означающий продолжительность смены tсм, и среднюю скорость автобуса vсм, получим:
lсм = vсрtсм = км.
Поэтому
Следовательно, почти в 40% случаев при ЕТО в каждом автобусе обнаруживаются отказы и требуется восстановление работоспособности.