Расчет открытой цилиндрической передачи
5.1 Исходные данные:
Моменты на шестерне и колесе
Т1=Тт=81,49 Нм; Т2=Т3=398,2 Нм; n1=nт=160,6мин-1; n2=n3=30,8мин-1; Lh=21500ч; U=Uпц=5,2.
5.2 Выбор материала колес.
Для колеса и для шестерни принимаем сталь 40Х.
Термическая обработка – улучшение.
Твердость: для колеса – НВ=260…280, для шестерни – НВ=230…260.
В качестве расчетной контактной твердости материала принимаем ее среднее значение.
Для шестерни (2, с.59): НВ1=0,5(НВmin+HBmax)=0,5(260+280)=270МПа
Для колеса: НВ2=0,5(НВmin+НВmax)=0,5*(230+260)=245Мпа
5.3 Допускаемые контактные напряжения.
Предел контактной выносливости зубьев:
для шестерни σоFlimb1=1,75*HB1=1,75*270=472,5МПа
для колеса σоFlimb2=1,75*HB2=1,75*245=428,8МПа
Расчетное число циклов напряжений:
Nk =60*n*c*Lh,
где n - частота вращения колеса, по материалу которого определяем допустимые напряжения;
с =1 - число зацеплений зуба за один оборот колеса;
Lh=21500 - расчетный ресурс работы передачи;
Тогда для шестерни Nk1=60*160,6*1*21500=207*106циклов,
для колеса Nk2=60*30,8*1*21500=39*106циклов.
Определяем коэффициент долговечности:
NFlim=4*106циклов
Для шестерни
Для колеса
С учетом рекомендаций (2, с.60), принимаем = =1
По рекомендации (2, с.60) принимаем коэффиццент, учитывающий способ приложения нагрузки, при одностороннем приложении YА=1.
SF – коэффициент запаса прочности, SF=1,7 (см. табл.5.4)
Определяем допустимые напряжения изгиба по формуле:
Для шестерни
Для колеса
5.4 Определяем основные геометрические параметры передачи
Модуль передачи (4, с.96)
Уточная полученное значение модуля по ГОСТ 9563-60 (см. с.62), принимаем m=1,5мм.
Диаметры делительных окружностей:
для шестерни dw1=m*z1=1,5*20=30мм;
для колеса dw2=m*z2=1,5*141=211,5мм.
Межосевое расстояние передачи аw=0,5(dw1+ dw2)=0,5(30+211,5)=120,8мм.
Ширина зубчатого венца bw=Ψbd*dw1=0,8*30=24мм. По ГОСТ 6636-69 принимаем bw=24мм.
5.5 Выполняем проверочный расчет передачи по напряжениям изгиба
Окружная сила Ft=2T2/dw2=2*398,2*103/211,5=3763,6 H.
Коэффициент нагрузки [см. формулу (5.50)]
KF=KA*KFb*KFv*KFα=1*1,15*1,03*1=1,18.
Здесь KA=1; KFb=1,15 (см. рис. 5.8); KFα=1; KFv=1,03 (см. табл.5.11) при окружной скорости колес
По таблице 5.7 назначаем степень точности передачи 9.
Коэффициент формы зуба шестерни YFS1=4,08, YFS2=3,6 (см. с.67).
Определяем напряжения изгиба для наиболее слабого элемента:
для шестерни σFP1/ YFS1=277,9/4,08=68,1;
для колеса σFP2/ YFS2=252,2/3,6=70,1.
Итак, наиболее слабый элемент – шестерня. Поэтому напряжение изгиба рассчитываем для шестерни:
что больше допустимого значения.
Степень перегрузки зубчатой передачи
Поскольку полученная степень перегрузки превышает 5%, что недопустимо, корректируем ширину зубчатого венца шестерни:
Принимаем =100мм. Вычисляем параметр Ψbd= /dw1=40/211,5=0,2, что допустимо.
Диаметры окружности вершин зубьев:
шестерни da1=dw1+2m=30+2*1,5=33мм;
колеса da2=dw2+2m=211,5+2*1,5=214,5мм.
Диаметры окружностей впадин зубьев:
шестерни df1= dw1-2,5m=30-2,5*1,5=26,3мм;
колеса df2= dw2-2,5m=211,5-2,5*1,5=207,8мм.
5.6 Определяем силы, действующие в зацеплении:
окружные Ft1=- Ft2=560H;
радиальная Fr1=- Fr2=Ft*tgα=560*0,364=203,8H (при угле зацепления α=20о).
РАСЧЕТ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные
P=Pдв=1,5кВт; n1=nдв=2850мин-1; U=Upn=2,5
6.1 Определяем вращающий момент на ведущем шкиве
T1=30*p/πn1=30*1,5*103/3,14*2850=5,03Нм
По таблице 7.2 с учетом полученного значения T1 выбираем тип клинового ремня Z(O).
6.2 Вычисляем диаметр ведущего шкива [см. формулу (7.4)]:
где С – коэффициент пропорциональности, С=40
Из ряда стандартных значений диаметра принимаем d1=71мм.
Диаметр ведомого шкива
d2=d1*U(1-ξ)=71*2,5(1-0,02)=173,9мм
Из ряда стандартных значений диаметра принимаем d2=180мм.
6.3 Межосевое расстояние предварительно определяем по формуле (7.6):
a=0,55(d1+d2)+h=0,55(71+180)+6=144,1мм
Параметр h выбираем по таблице 7.2. Принимаем а=144мм.
6.4 Длину ремня рассчитываем по формуле (7.7):
L=2a+π(d1+d2)/2+( d2-d1)/4a=2*144+3,14(71+180)/2+(180-71)/4*144=682,3мм
Из ряда длин выбираем L=710мм.
6.5 Уточняем межосевое расстояние передачи [см. формулу(7.8)]
6.6 Угол обхвата ремнем меньшего шкива [см. формулу (7.9)]
α=180о-57(d2-d1)/а=180о-57(180-71)/630,5=170,14о≥[α]
6.7 Скорость ремня вычисляем по формуле (7.1):
v=π*d1*n1/60*103=10,6м/с.
6.8 Необходимое число ремней определяем по формуле (7.31).
С учетом характера нагрузки и условий эксплуатации [см. формулу(7.29)]
Pp=P0*Cα*CL*Cu*Cp=0,95*0,97*0,82*1,14*0,9=0,78кВт.
По таблице 7.3 с учетом полученных значений диаметра ведомого шкива и скорости получаем P0=0,95кВт. Коэффициент Cα=0,97, Cp=0,9 (см. с.122).
По формуле (7.30) CL= Коэффициент Cu=1,14 (см. с.123)
Коэффициент Cz определяем по приближенному числу ремней
z`=P/ Pp=1,5/0,78=1,9.
Тогда Cz=1 (см. с.123).
Требуемое число ремней
z=P/( Pp* Cz)=1,9
Окончательно принимаем z=2.
6.9 Силы предварительного натяжения ремня [см. формулу (7.11)] с учетом напряжения σ0=1,6МПа для клиновых ремней и площади поперечного сечения ремня А=47мм2 (см. табл. 7.2):
F0= σ0*A=1,6*47=75,2Н.
6.10 Нагрузка на валы и опоры [см. формулу (7.19)] с учетом числа ремней
FB=2F0*z*sin(α1/2)=2*75,2*2*0,99=297,8Н.