Принцип регулирования напряжения управляемого выпрямителя
Для регулирования напряжения изменяют угол α включения тиристоров.
Углом включения называют угол сдвига по фазе между началом положитель
ной полуволны анодного напряжения тиристора и моментом его включения ( рис. 4, а и б ).
Рис. 4. Графики напряжений управляемого выпрямителя: а) при α = 90º; б) при
α = 45º
На рис. 4-а и 4-б показаны графики таких напряжений:
1. на верхнем – входное напряжение U = 36 В, между точками А и В;
2. на среднем – выпрямленное напряжение на обмотке якоря А1-А2 двигателя М;
3. на нижнем - выходное напряжение U = 18 В, между точками С и D.
Тиристор включается ( открывается ) в момент времени, когда переменное напряже
ние управления увеличится от нуля до напряжения включения тиристора U =
= const ( точки А1 на рис. 4-а и А2 на рис. 4-б ).
После включения тиристор превращается в диод и пропускает через себя и обмотку якоря заштрихованную часть полуволны напряжения питания ( средний график ). Площадь заштрихованной части составляет половину площади полувол-
ны, значит, выпрямленное напряжение равно половине максимального. Двигатель вращается со скоростью, равной половине номинальной ( т.к. скорость прямо про-
порциональна напряжению ).
Если увеличить сопротивление резистора RP, угол α уменьшится, площадь заштрихованной части полуволны увеличится, скорость двигателя возрастёт ( рис. 4-б ).
При пуске напряжение на якоре должно отсутствовать, что возможно при α=
= 180º.
Для получения такого напряжения перед пуском сопротивление резистора RP надо полностью вывести.
Если считать, что графики на рис. 4 соответствуют работе тиристора VS1, то такие же графики для тиристора VS2 сдвинуты на половину периода переменного тока, т.е. на 180º.
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе надо выполнить такие действия:
1. повернуть рукоятку потенциометра RP против часовой стрелки до упора, при этом сопротивление потенциометра R = 0, что соответствует углу α = 180º;
2. включить выключатель управления SA;
3. нажать кнопку SB1 «Пуск». При этом включается линейный контактор КМ,
загорается сигнальная лампочка НL, через независимую обмотку возбуждения F1-
F2 начинает протекать ток.
Схема готова к работе.
Порядок выполнения работы
1. выполнить пробный пуск двигателя плавным поворотом по часовой стрелке
рукоятки потенциометра RP , затем остановить двигатель;
2. потенциометром RP поочерёдно установить частоты вращения n = 500, 1000 и
1300 об/мин, каждый раз внося показания электроизмерительных приборов в таблицу 1.
Таблица 1. Показания электроизмерительных приборов
Параметры | n = 500 об/мин | n = 1000 об/мин | n = 1300 об/мин |
Ток управления тиристора VS1, мА | |||
Ток управления тиристора VS2, мА | |||
Ток якоря, А | |||
Напряжение на якоре, В |
5. Оформление отчёта
1. внести в отчёт принципиальную схему, таблицу 1 и данные приборов и двигате-
ля;
2. уметь объяснить работу схемы в целом и её отдельных узлов – ФМВ, УВ;
3. ответить на вопросы:
1. какой способ регулирования скорости использован в работе?
2. по какой цепи протекает ток управления тиристора VS2? Ток якоря дви-
гателя при открытом тиристоре VS2?
3. как и почему изменяется скорость двигателя при увеличении сопротивле
ния потенциометра RP? Приведите векторную диаграмму и графики напря-
жений;
4. какой ток протекает через обмотку якоря ( назвать род тока )?
5. при работе двигателя внезапно его частота вращения уменьшилась в 2 раза. Какова вероятная причина этого? Как при этом изменятся показания электроизмерительных приборов, перечисленные в таблице 1?
6. каковы достоинства полупроводниковых приборов по сравнению с кон-
тактными аппаратами управления?
7. какие виды защитных устройств применяются в данной работе?
Преподаватель Токарев Л. И.
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Херсонська державна морська академія
Херсонський морський коледж
Електромеханічне відділення
Лабораторія суднових автоматизованих електроприводів
Лабораторна робота №5
“Дослідження режимів роботи асинхронного двигуна з фазним
ротором”
Мал.. 1. Схема електрична принципова
Лабораторная работа №5
«Исследование режимов работы асинхронного двигателя с фазным ротором»
Цель работы - изучить основные режимы работы асинхронного двигателя с фазным ротором:
1. пуск и остановку;
2. регулирование скорости;
3. электрическое торможение.
Основные сведения
Асинхронные двигатели с фазным ротором применяются в регулируемых судовых
электроприводах, например, в электроприводах грузоподъёмных и якорно-швартовных устройствах. Эти устройства могут иметь от 3-х до 6-ти скоростей.
По сравнению с короткозамкнутыми асинхронные двигатели с фазным ротором имеют 2 преимущества:
- меньшие пусковые токи;
- увеличенные пусковые моменты.
Однако асинхронные двигатели с фазным ротором имеют более сложное устройст-
во и нуждаются в пусковом или пуско-регулировочном реостате.
Обмотки статора асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором устроены одинаково.
Обмотка ротора двигателя с фазным ротором выполняется медным проводом и сое
диняется «звездой». Выводы «звезды» Р1, Р2 и Р3 присоединены к 3-м кольцам на валу ротора. Кольца изолированы от вала и друг от друга. На кольца установлены щётки, обеспечивающие скользящий контакт между вращающейся обмоткой ротора и пусковыми
( пуско-регулировочными ) резисторами.
В данной лабораторной работе исследуются режимы работы 3-фазного асинхронно
го двигателя типа АК 51/4 с такими номинальными данными:
- линейное напряжение U = 220/380 В;
11. линейные токи I = 11,5/6,7 А ;
12. мощность Р = 2,8 кВт ( на валу );
13. чаcтота вращения n = 1370 об/мин;
14. коэффициент полезного действия η = 78%;
15. коэффициент мощности cos φ = 0,82;
16. линейное напряжение ротора U = 84 В;
17. линейный ток ротора I = 22,5 А.
Основные элементы схемы
К основным элементам схемы относятся:
КМ1 – первый линейный контактор, предназначен для подачи напряжения на лабора-
торную работу;
РV – вольтметр, для измерения линейного напряжения сети;
SB1 – кнопка «Пуск» для включения контактора КМ1;
SB2 - кнопка «Стоп» для отключения контактора КМ1;
НL – лампа сигнальная «Питание подано на схему»;
КМ2 – второй линейный контактор, предназначен для подачи напряжения непосред-
ственно на обмотку статора двигателя;
SB3 – кнопка «Пуск» для включения контактора КМ2;
SB4 – двухполюсная кнопка «Стоп», для получения режима динамического торможения;
SB5 – двухполюсная кнопка «Стоп», для получения режима 1-фазного торможения;
КТ1 – реле времени, для задержки перехода с 1-й скорости на 2-ю;
КМ4 – контактор 2-й скорости;
КТ2 – реле времени, для задержки перехода со 2-й скорости на 3-ю;
КМ5 - контактор 3-й скорости;
НZ – лампа цифровая индикаторная, для сигнализации о режиме работы двигателя, имеет 4 состояния : «0», «1», «2» и «3»;
UZ – выпрямительный мостик для питания цепей цифровой лампы;
КК1, КК2 – тепловые реле, для защиты двигателя от токов перегрузки;
РА1 – амперметр переменного тока, для измерения тока статора двигателя при нормальной работе;
РА2 – амперметр постоянного тока, для измерения тока статора двигателя при динамическом торможении;
R - тормозной резистор динамического торможения;
R - первая ступень пускового резистора;
R - вторая ступень пускового резистора;
BR – датчик частоты вращения ( тахометр );
Рn – указатель частоты вращения ( приёмник ).
Описание работы схемы
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе нажимают кнопку SB1 «Пуск», включается первый
линейный контактор КМ1. Его главные контакты КМ1:1…КМ1:3 замыкаются, подавая питание на схему. Одновременно замыкается вспомогательный контакт КМ1:4, шунтирую
щий кнопку SB1 «Пуск», после чего её можно отпустить.
Загорается сигнальная лампа НL «Питание подано на схему». Также через выпрями
тельный мостик UZ и размыкающий контакт КМ2:6 питание поступает на диод 10 цифро-
вой индикаторной лампы НZ, засвечивается цифра «0».
Схема готова к работе.
Таким образом, в исходном состоянии включены контактор КМ1, вольтметр РV,
две лампы: сигнальная HL и цифровая НZ.
Пуск двигателя в ход
Пуск двигателя автоматизирован в функции времени при помощи электромехани-
ческих реле КТ1 и КТ2.
При нажатии кнопки SB3 «Пуск» включается линейный контактор КМ2, который замыкает свои главные контакты КМ2:1…КМ2:3, подавая питание на обмотку статора, и
вспомогательный КМ2:5, включая реле времени КТ1.
Двигатель включается в сеть, имея в обмотке ротора обе ступени пускового резисто
ра ( точка А на искусственной механической характеристике 1 ) и начинает разгоняться на 1-й скорости ( участок АВ характеристики ).
По истечении выдержки времени, реле КТ1 замыкает свой контакт КТ1:1 в цепи катушки контактора 2-й скорости КМ4, Контактор включается, замыкает свои главные контакты КМ4:1…КМ4:2, шунтируя первую ступень R пускового резистора , двигатель переходит на 2-ю скорость ( из точки В в точку С на искусственной характеристике 2 ) и
продолжает разгоняться ( участок СD характеристики 2 ).
Одновременно КМ4 замыкает вспомогательный контакт КМ4:3, включая второе реле времени КТ2. По истечении выдержки времени, реле КТ2 замыкает свой контакт КТ2:1 в цепи катушки контактора 2-й скорости КМ5. Контактор включается, замыкает контакты КМ5:1 …КМ5:2, шунтируя вторую ступень R пускового резистора. Двигатель переходит на естественную характеристику 3 ( из точки D в точку Е ) и разгоняется до номинальной скорости ( точка F ). На этом пуск закончен.
Процесс пуска контролируется при помощи цифровой лампы НZ, на дисплее кото-
рой при пуске поочерёдно загораются цифры «1», 2»» и «3».
Остановка двигателя
Схема управления предусматривает 2 способа остановки двигателя:
1. без динамического торможения;
2. с динамическим торможением.
В первом случае нажимают кнопку SB2 «Стоп», при этом отключается контактор
КМ1. Двигатель отключается от сети и останавливается.
Во втором случае нажимают кнопку SB4 «Стоп». Контакт SB4:1 размыкается, от-
ключая линейный контактор КМ2, а контакт SB4:2 замыкается, включая контактор дина
мического торможения КМ3. Контакты КМ3:1, КМ3:2 замыкаются, подавая постоянный ток напряжением 220 В В обмотку статора через токоограничивающий резистор R
( переход из точки F в точку Н на тормозной механической характеристике 5 ). Двигатель
тормозится и останавливается ( траектория Н – J - 0 ).
Поскольку процесс торможения не автоматизирован, надо отпустить кнопку SB4
при полной остановке двигателя ( контроль остановки – по указателю частоты вращения
Рn ). При этом контактор КМ3 отключается, снимая напряжение 220 В с обмотки статора.