Освоение временных ориентировок дошкольниками
Содержание пространственных ориентировок, осваиваемых в дошкольном возрасте
Содержание ориентировки | младший | средний | старший | |
На себе | Выделение частей тела, соотнесение частей тела с пространством, обозначение термином месторасположения | Выделение основных частей тела, определение их месторасположения (голова, ноги, живот, спина, руки) | Определение месторасположения мелких частей тела, обозначение месторасположения термином, дифференцирование сагиттальных направлений, определение по слову. | Определение частей тела, деталей одежды, обозначение термином месторасположения. |
От себя | Дифференцированное восприятие пространства относительно себя, определение пространства относительно себя, определение расположения объектов по отношению к себе, обозначение термином месторасположения предметов, собственного движения в пространстве. | Расположение предметов в пространстве по слову по основным направлениям, использование в речи терминов "впереди", "вверх", "вниз", "на", "под".. | Расположение объектов в пространстве по одному из направлений, обозначение направлений словом, осуществление движений в пространстве по словесной инструкции | Дифференцированное восприятие пространства, расположение объектов, определение их месторасположения и называние направлений (по двум направлениям: впереди и справа), движение по направлению по словесной инструкции и с опорой на условные обозначения. |
Между предметами | Установление пространственных отношений, абстрагирование пространственных отношений от размерных, содержательных; освоение терминов пространственных отношений | Установление пространственных отношений между 2 объектами, освоение умений располагать предметы по словесной инструкции, использовать термины "рядом", "около", "Близко", "далеко" | Установление пространственных отношений между 3-4 объектами, умения характеризовать отношения, воспроизводить их по словесной инструкции, использовать в речи термины "за - перед", "над- под", "дальше-ближе"… | Устанавливать отношения между несколькими объектами, определять их расположение по отношению к другим предметам, ("рядом с …", "над.."), воспроизводить расположение по образцу (по памяти, по слову). |
От другого | Установление пространственных отношений относительно другого объекта, определение направлений, расположение объекта относительно заданной точки отсчета, понимание относительности точки отсчета, называние направлений и месторасположения предметов. | Опыт ориентировки от других объектов: ориентировка на других объектах (выделение частей тела), определение направлений, расположение объектов относительно заданного предмета (перед, за, под, около, рядом и др.) | Определение пространственных отношений относительно заданного объекта, расположение предмета относительно точки отсчета по слову, обозначение расположения предметов терминами. | Восприятие отношений, расположение предметов относительно точки отсчета, обозначение термином, понимание относительности точки отсчета. |
На плоскости | Дифференцированное восприятие плоскости, определение расположения и воспроизведения его по образцу, слову, освоение терминов (центр, сверху, по бокам, в углах, в верхнем левом углу,, по столбцам, по горизонталям) | Расположение изображений по образцу, по слову на плоскости, активизация слов "центр", "верх" , "низ" | Расположение и определение месторасположения предметов на плоскости, использование терминов, воспроизведение сложных детализированных объектов. | Дифференцированное восприятие пространства плоскости, определение, называние и воспроизведение направлений пространства, использование терминов (в правом верхнем углу), изображение сложных объектов по словесной инструкции. |
В трех-мерном пространстве | Элементарные представления о системе координат, средствах выражения пространства, умения устанавливать месторасположения объектов на местности, ориентироваться по плану, самостоятельно создавать планы пространства. | Сопоставление реального пространства и модели (плана) | Определение положения по плану | Определение положения по плану, воспроизведение по слову, создание плана групповой комнаты, освоение элементов системы координат (координатная сетка), движение по плану и на местности по условному обозначению и по слову. |
Освоение временных ориентировок дошкольниками
Освоение понятия "сутки" | Календарное время | Развитие чувства времени | Установление временной последовательности | |
содержание | Различение частей суток, знание последовательности частей, знание продолжительности суток, элементарное понятие "сутки" | Определение промежутков времени, знание временных эталонов, средств измерения, умения измерять временные периоды, установление зависимостей между временными периодами. | Знание временных эталонов, средств измерения, различение темпов, скорости, оценивание длительности, переживание временных эталонов (отрезков), планирование деятельности в период времени | Установление временной последовательности, воспроизведение использование, знание терминов. |
Особенности освоения | Смешивает сутки – день, выделяет лишь день, ночь; не знает последовательности частей суток, не различает части по объективным показателям; связывает с собственной деятельностью, нет представлений о длительности суток (от3 часов до 27), не владеет терминами | Не знает последовательности; лучше выделяет рабочие дни (понедельник, пятница), выходные; не знает последовательности месяцев, сезонов; не устанавливает связи между эталонами, не умеет пользоваться календарем. | Не знает временных эталонов(ас, минута); воспринимает временные эталоны субъективно, не умеет планировать деятельность, не знает средств измерения не умеет ими пользоваться | Более успешно выделяет значимые события, соподчиняет события, не устанавливает причинно-следственные связи |
Мл.д.в. | Различение и называние частей суток по деятельности детей (беседы, обобщение личного опыта) | Пассивный запас (называние дней недели, сезонов) | Опыт воспроизведения темпов (быстро-медленно) | Воспроизведение последовательности (2-3 картинки к сказке) |
Ср.д.в. | Различение частей по деятельности детей и близкого окружения, знание последовательности и числа частей суток, обобщение понятия "Сутки" | Пассивный запас (называние дней недели, сезонов) | Воспроизведение и выполнение действий в определенном темпе (быстро – медленно) | Воспроизведение последовательности, воспроизведение нарушенной последовательности (3-4 картинки) |
Ст.д.в. | Закрепление знаний о сутках; различение частей по объективным показателям, деятельности взрослых; количественная характеристика суток | Освоение календаря: функции, способы использования, содержание: дни недели, обобщение "неделя", установление связи "неделя-месяц- год" | Освоение способов измерения; освоение часов как средства измерения времени (час, минута), освоение эталонов (1,3,5 мин., 10, 15 мин., 30 мин.) Опыт деятельности в эталоны времени; оценивание, воспроизведение эталонов. | Воспроизведение последовательности, выполнение последовательности действий, создание последовательностей (более 4 картинок) |
Методы и приемы | Модель частей суток (линейная, круговая, объемная), Беседы Литературный материал(стихи, рассказы) Иллюстрации с разными частями суток Упражнения, игры Дежурства | 4 занятий (по методике Рихтерман Т.Д.) Рассматривание разных календарей, Игры "неделя соберись", "Какого дня не хватает?" Модели дней недели, "Луч времени" Дежурства | Рассматривание часов (механических, песочных, электронных) Упражнения на различение времени | Рассматривание картинок, фото, видео Зарисовка событий, опытов Дидактические игры "Разложи правильно", "Что не верно на картинках?". |