Часть 6. Развитие пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося [20].

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности и включает в себя определение местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, местонахождения объектов относительно ориентирующегося субъекта, определение пространственного расположения предметов относительно друг друга.

Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 —1,5 м. Перемещение взгляда за движущимися предметами наблюдается у детей 2—4 месяцев. По мере развития механизма фиксации взгляда формируются дифференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само положение ребенка в пространстве.

В процессе накопления сенсомоторного опыта возрастает способность различения объектов в пространстве, дифференцировки расстояний. Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства.

Передвигаясь сам, малыш осваивает расстояние одного предмета до другого, делает попытки, напоминающие даже измерение расстояния. С ходьбой возникают и новые ощущения преодоления пространства — ощущение равновесия, ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной), раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно: справа, сверху, сзади, а на основе сравнения с первыми осознаются и противоположные: слева, снизу, впереди.

С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства.

Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя, ребенок считает лишь те, что непосредственно примыкают к соответствующим сторонам его тела или максимально приближены к ним. Сама ориентировка осуществляется в этом случае в контактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себе и от себя.

В 3 года границы отражаемого пространства как бы отодвигаются от самого ребенка, однако определение объектов связывается с представлением о крайне узких участках пространства.

В 5 лет площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего, правого, левого — постепенно увеличивается. Постепенно местность начинает осознаваться ребенком как целое в ее непрерывном единстве.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Т.А. Мусейибова выделила три этапа развития восприятия и отражения пространственных отношений между предметами в дошкольном возрасте [23].

На первом этапе ребенок еще не вычленяет пространственных отношений между отдельными предметами, не осознает связи между ними.

На втором этапе дети пытаются практически дифференцировать пространственные отношения между предметами. Они самостоятельно определяют местонахождение предмета среди других в разных ситуациях. Однако только под руководством взрослого дети осознают значение пространственных терминов. На этом этапе оценка пространственных отношений еще диффузна, хотя дети уже замечают их.

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространства. Значительную роль в этом играет слово. В речи детей появляются сначала предлоги «возле», «в», «на», «под». Усвоение детьми этих и других предлогов и наречий позволяет точнее оценить размещение предметов и отношения между ними.

Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопление практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и подвижные игры.

Ознакомление со взаимно-обратными направлениями осуществляется попарно: вверх — вниз; слева — справа и т. д.

Необходимым условием успешного обозначения пространственного размещения предметов является их территориальная общность: предметы стоят на столе или на одной полке в шкафу; изображение на одной картине двух-трех объектов.

В процессе ознакомления детей младшей группы с пространственным размещением предметов применяются игры-занятия типа «Прятки» с игрушками, флажками и другими предметами. Основная цель игр состоит в том, чтобы обратить внимание детей на разные варианты пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи использование предлогов: «под», «на», «за», «около», «впереди», «сзади» и т.д.

Педагог уточняет ответы детей, учит их менять окончания существительных при использовании разных предлогов: на, под, за и т. п.

Используются игры-занятия с использованием инсценированных рассказов типа «Куриное семейство» (Т. А. Мусейибова). Сначала воспитатель читает рассказ, вызывая отдельных детей к столу и предлагая разместить игрушки: поставить курочку впереди петушка, а между ними цыпленка...[10].

В группе детей пятого года жизни продолжается обучение распознаванию пространственных направлений от себя: вперед, назад, налево, направо; в конце года дети должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя. Взаимно-обратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда даются одновременно, попарно. Например, «справа — слева», «далеко — близко».

Чаще всего эти задания выполняются в конце занятия. Они способствуют повышению активности детей, создают положительно-эмоциональный фон занятия.

Формирование представлений о расстоянии «далеко — близко» можно начать с того, что воспитатель предлагает двоим детям встать один напротив другого на расстоянии длины скакалки (скакалку дети держат за концы), а другим двум — скакалку сложить вдвое и также взять ее за концы. «Какие дети стали ближе один к одному, а какие дальше один от другого, почему?» Потом воспитатель может предложить такие упражнения: «Сложите ладошки вместе, вот так (руки перед грудью). Встретились наши ладошки, поздоровались. Разошлись ладошки в разные стороны, дальше и дальше одна от другой (дети, повторяя действия педагога, разводят руки в стороны). Вот как далеко! (Л. С. Метлина [8]).

При закреплении этих представлений широко используется наглядный материал и игровые приемы.

На шестом году жизни предусматривается дальнейшее совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, названии помещений детского сада (кабинетов, групповых комнат, залов и др.), о наиболее близких объектах на соседних улицах. Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: «слева», «справа», «прямо», «дальше», «вверх», «вниз»; определять свое положение относительно окружающих предметов, изменять направление во время ходьбы, ориентироваться от любого предмета. Среди разных пространственных отношений, которые ребенок познает в период дошкольного детства, следует особо выделить отношения между предметами — взаимное размещение их в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.

Дети этого возраста продолжают ориентироваться от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов. Они должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке.

Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные, целевые, наследственные.

В этой возрастной группе основными методическими приемами являются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Особое значение приобретает схематическое изображение пространства (ознакомление с планом, картой), умение понимать схему, обозначать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения.

От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений дети переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. Вследствие целенаправленного обучения они приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении (на столе, листе бумаги, в групповой комнате), но и в окружающем пространстве (на участке, на ближайшей улице, по дороге домой из детского сада).

Особое внимание в работе со старшими дошкольниками следует уделять рассматриванию картин, иллюстраций, фотографий, при котором ребенок обозначает положение предметов, позу людей, размещение частей тела и т. п. Дети объясняют отдельные понятия, выражения, характеризуют направление, расстояние, отношение в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть способом расчлененного восприятия плоскости (листа, стола, доски) и элементарными способами ее анализа, а так же пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга.

- Важное значение в этой группе приобретает работа с тетрадью и формирование у детей некоторых практических умений и навыков ориентироваться на листе бумаги. Их учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз и др.

-

Наши рекомендации