Тема 1.2. Организация и процедуры несения вахты
Моторист обязан:
- Знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать.
- Знать нормативные эксплуатауионно-технические показатели работы энергетической установки.
- Участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники.
- Знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники.
- Своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию.
- Знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь ими управлять.
- Уметь читать и понимать значение показателей приборов своего заведования.
Моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящих в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
Обязанности рулевого.
Рулевой подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.
Рулевой обязан:
- Изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей.
- Знать правила, регламентирующие плавание и дополнения к ним (обязанности), касающиеся района плавания, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.
- Знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой.
- уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при визуальной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
- Уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.
- Следить за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.
Во время стоянки судна у причала знать и выполнять обязанности вахтенного у трапа.
В случае возникновения во время стоянки пожара на судне или вблизи него, а также при возникновении других чрезвычайных происшествий вахтенный рулевой немедленно докладывать вахтенному начальнику и действует по его указанию.
Знать месторасположение противопожарного и спасательного инвентаря и уметь использовать его.
Перед отходом судна с место стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.
Инструкция вахтенного у трапа:
При заступлении на пост вахтенный обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличия предохранительной сетки (если она требуется), поручней и спасательного круга с линем.
Вахтенный у трапа осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного начальника, местонахождение которого (как и способы вызова) он должен знать.
Основными каналами доставки ДТС (диверсионно-террористических средств) следует считать:
- Скрытый пронос людьми под одеждой или в ручной клади.
- Скрытая доставка среди поступающих грузов и багажа.
Таким образом, контроль людей и их ручной клади на наличие взрывных устройств и огнестрельного оружия должен осуществляться с целью предотвращения проноса этих видов ДТС на судно.
При проходе должны контролироваться:
- Пассажиры
- Члены экипажа
- Провожающие и другие посетителиНеобходимость проведения одновременно с контролем на наличие ДТС - проверки пропусков усложняет процедуру. В качестве камуфляжа самодельных взрывных устройств применяются самые разнообразные, как правило, бытовые предметы: электрический карманный фонарь, вентилятор, светильник, радиоприемник, электроплитка, банки, коробки, термосы и другое.При обнаружение подозрительных на взрывоопасность ручной клади необходимо получить подробные разъяснения у его хозяина. Если поведение хозяина ручной клади покажется подозрительным, он должен быть задержан до прибытия представителей компетентных органов.При возникновении опасной ситуации вахтенный помощник капитана должен связаться с ближайшим отделением полиции или со специализированным подразделением и передать им всю имеющуюся информацию.До прибытия специалистов по обнаружению и обезврежению взрывных устройств ручную кладь следует считать взрывоопасной. Необходимо закрыть доступ в опасную зону. Границы этой зоны определяются с учетом конкретных условий из расчета обеспечения максимального удаления от взрывоопасного объекта.
Не следует:- трогать, перемещать или передвигать ручную кладь,- накрывать ее,- оставаться рядом с ней,- пользоваться поблизости радиооборудованием,- создавать любые акустические, тепловые колебания или сейсмоколебания вблизи подозрительной ручной клади.
Комплексный подход к обеспечению безопасности судна предполагает организацию контроля на всех возможных каналах проноса ДТС, в противном случае все усилия по контролю у трапа могут быть бесполезны.