Судно "на ходу и не имеющее хода относительно воды".

Лекция 7.

Тема: КОМЕНТАРИИ К ПРАВИЛАМ ЧАСТИ (А);

План лекции:

1. Коментарі до Правил части (А);

2. Правило 1; Застосування (Application );

3. Правило 2; Відповідальність (Responsibility)

4. Правило 3; Загальні визначення (General Definitions)

Література: 1. А.Д.Дідик §69; 70; стр.187;

2. МППЗС – 72; Загальні стани; Правила 1 - 3; стор. 29 -72;

Последовательность изложения материала занятия:

Тот, кто прочитал первую лекцию, теперь вполне готов воспринимать дальнейший ход изучения правил. Было бы неплохо, если Вы еще раз просмотрите структурную схему МППСС-72. Это напоминание далее не понадобится, поскольку сам принцип изложения материала будет отсылать Вас к этой схеме.

ПРАВИЛО 1 . ПРИМЕНЕНИЕ (Application)

Это правило открывает основной текст МППСС-72 . В тексте определено, что МППСС распространяются на ВСЕ СУДА. Поэтому следует обратиться к правилу 3, п.п.(а) - (е) и получить разъяснение терминов: "судно"; "судно с механическим двигателем"; "парусное судно"; "судно, занятое ловом рыбы"; "гидросамолет".

Общее действие правила 1 распространяется на открытое море, территориальные воды, а также и на внутренние воды, соединенные с открытым морем.

Пункт (а), начинающийся со слова "НИЧТО...", дает право национальным властям издавать особые местные правила плавания, которые НЕ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ с МППСС-72.

Пункт (с) дает разрешение правительству любой страны издавать особые правила для военных кораблей, следующих в конвое, и судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии. Дополнительные огни, знаки и сигналы должны, насколько это возможно, отличаться от предписанных огней и сигналов в МППСС. Чтобы до конца выяснить для себя особое значение п.п. (в) и (с), следует полистать "Общие правила морских торговых и рыбных портов " (возможно их переиздание в ближайшее время) и "Обязательные постановления" по конкретному порту. Например, морской торговый порт Владивосток. В разделе "Правила плавания " п.2.24 указывается, что "военные надводные корабли при плавании по рейдам обязаны нести два вертикально расположенных огня, верхний огонь - белый, нижний - красный, видимые по всему горизонту на дистанции не менее трех миль" (гафельные огни).

При плавании кораблей в составе конвоя они могут нести огни:

"флагманский" (белый огонь на грот-мачте, сектор освещения как у кормового огня); "кильватерные" (два белых огня, верхний за грот-мачтой, нижний над кормовым огнем; сектор освещения 10 град. в корму) и др.

Поскольку указанная выше литература издается в весьма ограниченном количестве экземпляров, то в приложении I Вы найдете информацию, необходимую для опознания объектов на воде, огни и знаки которых в МППСС не изложены.

Пункт (d) указывает на возможность установления ИМО систем (схем) разделения движения судов (СРД). Плавание в СРД регулируется правилом 10 МППСС и соблюдение его норм является обязательным для всех государств, подписавших Конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г.

Правительства отдельных стран могут вводить в своих территориальных и внутренних водах системы разделения движения (СРД), о которых подается информация в ИМО и через Извещения мореплавателям (ИМ) в другие страны.

Пункт (е) относится к судам, которые по конструкции корпуса или по назначению не могут полностью выполнить требование части С и Д настоящих МППСС. Например, подводные лодки, авианосцы, буровые суда, суда принципиально новых конструкций. Последняя поправка (Рез. А.626(15) исключила в настоящем пункте слова "...без препятствия своим специальным функциям...", что позволило облегчить применение правила 1 (е) к судам новых поколений по конструкции.

ПРАВИЛО 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Responsibility)

Это правило говорит о том, что если ВЫ, мореплаватель, вышли в море как судоводитель, то наступает следующий шаг - ответственности за нарушения МППСС-72: упущения в выполнении правил; пренебрежение какой-либо предосторожностью.

В понимании предосторожности возможны многочисленные варианты из морской практики, которые изложены в виде требований Устава службы на судах МФ, в Рекомендациях по организации штурманской службы на судах (РШС), в выводах по анализу конкретных аварий и т.п. В любом случае необходимо реально оценивать возможности своего судна по соблюдению безопасности плавания и с их учетом принимать необходимые меры предосторожности.

В пункте (в) рассматриваются нестандартные варианты, связанные с огнями, знаками, звуковыми и световыми сигналами и в вопросах маневрирования. Здесь возможны ситуации, изложенные в ИМ № 1 или в других Особых национальных правилах. На это обращается внимание в правиле 1, п.п. (в) и (с), например:

1) судно, имеющее ход относительно воды, должно обойти стоящее на якоре другое судно;

2) при постановке на якорь необходимо учитывать особенности рейдовой стоянки, наличие на

акватории других судов, вероятность ухудшения погоды;

3) учитывать влияние мелководья, особенно соотношение между глубиной и осадкой судна;

4) при плавании в узкости проявлять особую осторожность при прохождении крутых поворотов;

5) при плавании в системе разделения движения руководствоваться правилом 10.

Рис. 3. Взаимосвязь правила 2 с другими правилами МППСС

ПРАВИЛО 3. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (General Definitions)

Правило 3 содержит определения, которые являются общими для всего текста МППСС (рис. 4). Те определения, которые касаются огней, знаков и звуковых сигналов, помещены в части С, Д и в прил. 1 и 3.

Остановимся на некоторых определениях и терминах, которые наиболее важны при чтении текста и нуждаются в некоторых пояснениях. В первую очередь это относится к определению "СУДНО" п.(d), которое охватывает ВСЕ виды плавучих средств, способных перемещаться на воде. Эти объекты должны обозначать свое присутствие на воде и характер действий путем несения соответствующих знаков, огней, подачей звуковых сигналов и сигналов бедствия.

Термин "СУДНО С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ" п.(b) широко используется в тексте Правил, а в таких как 14, 15, 17, 18, 27-29, 34, 35, он является определяющим.

Термин "ЛИШЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ" (ЛВУ) п.(f) относится к судам, которые из каких-либо исключительных обстоятельств НЕ в состоянии маневрировать так, как это предписано МППСС, и поэтому не могут уступить дорогу (см. правило 18). Под исключительными обстоятельствами можно понимать:

- повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;

- повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневрировать;

- воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.

В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использования знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара - днем, два красных огня - ночью).

Термин "СУДНО, ОГРАНИЧЕННОЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ "(ОВМ) п.(g), правило 27, относится к шести группам судов, (рис.4), согласно характера выполняемой ими работы. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться национальными правилами в соответствии с 1(b). В этом случае все суда, за исключением судов, лишенных возможности управляться, должны уступать дорогу судам ОВМ.

Рис. 4. Структурное построение правила 3

Суда ОВМ несут: днем - шар, ромб, шар; ночью - красный, белый, красный, за исключением судов, занятых работами по устранению минной опасности. Эти суда днем несут по черному шару на ноках рей, а ночью зеленые огни на этих же местах.

Термин "СУДНО CТЕСНЕННОЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ" (СССО), п.(h) относится только к судам, имеющих механический двигатель. Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней СССО:

- наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье);

- прохождение мелководного канала, предназначенного для крупнотоннажных судов с большой осадкой.

Судно СССО несет: днем - цилиндр; ночью - дополнительно к ходовым огням еще три красных круговых огня, расположенных по вертикали.

Термин "НА ХОДУ" п. (1), "Руководство к единому применению... (РЕП)" п. 2, означает соблюдение условий "трех НЕ":

§ судно НЕ стоит на якоре;

§ судно НЕ ошвартовано к берегу или к другому судну, стоящему у причала;

§ судно НЕ стоит на мели.

Согласно РЕП п. 2 и в соответствии с правилом 35 (b) термин "на ходу" может иметь два значения:

судно "на ходу, имеющее ход относительно воды" (пр.26, 27, 35);

судно "на ходу и не имеющее хода относительно воды".

Эти два весьма существенных понятия требуют обязательного пояснения. Так, судно с механическим приводом " на ходу и имеющее ход относительно воды" подчиняется всем требованиям в части несения огней, подачи звуковых сигналов и при маневрировании согласно МППСС.

Другой случай, когда судно с механическим двигателем лежит в дрейфе; хода относительно воды не имеет; двигатель и рулевая машина в полном порядке. Согласно пр.3 (f) это судно считается " на ходу"; оно несет все огни для судов этой длины (днем может поднять согласно МСС флаг "МАЙК"); исходя из ситуации встречи и условий видимости, это судно выполняет маневрирование, как предписывается МППСС. Однако, при встрече этого судна с судном, занятым ловом рыбы, или ЛВУ, или ОВМ, оно должно уступить дорогу этим судам согласно правилу 18.

Наши рекомендации