А.11. полеты по десантированию грузов и парашютистов.
4а.11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Вертолет может быть использован для десантирования грузов и парашютистов при аварийно-спасательных работах, а также в народнохозяйственных целях. Десантирование грузов осуществляется через входную дверь, грузовой люк при снятых створках и с внешней подвески. Десантирование (сброс) грузов может производиться без парашютов, а также с парашютами.
Максимальная масса груза, сбрасываемого через грузовой люк, не должна превышать 500 кг. Максимальная длина вытяжных фал парашютов, выходящих за пределы вертолета (наружу), не должна превышать 2,5 м. На концах вытяжных фал не допускаются тяжелые предметы типа "карабин" для исключения повреждения вертолета при ударе ими о фюзеляж после сброса
грузов. Раскрытие парашютов должно осуществляться не менее чем через 2 с после сброса. Для обеспечения сброса тяжелых грузов вручную они должны
быть снабжены колесами или катками, сбрасываемыми вместе с грузом, либо грузы должны скатываться по каткам (роликам, рольгангам, установленным на полу вертолета).
При установке колес на сбрасываемом грузе должно применяться не менее трех осей, так как при двухосной схеме расположения колес возможно зависание груза на обрезе двери или люка при выходе колес передней оси за пределы пола
вертолета.
Перед выполнением полета со снятыми створками должны быть приняты необходимые меры, исключающие выпадание или выдувание из вертолета посторонних предметов.
Если грузов, предназначенных для сброса, несколько, то при подготовке к полету должна быть определена очередность их сброса; при сбросах грузов с парашютами должны быть заранее определены точки крепления вытяжных фал. Тяжелые грузы, снабженные колесами, или сбрасываемые (скатываемые) по
каткам должны быть заранее выставлены в направлении их движения при сбросе. Для сброса грузов через грузовой люк целесообразно размещать их как можно ближе к обрезу пола, обеспечив при этом надежную и одновременно быстросъемную швартовку.
Швартовка должна исключать самопроизвольное перемещение грузов при эволюциях вертолета в полете. Для швартовки могут быть использованы штатные швартовочные тросы с заклинивающими замками или текстильные стропы, фалы и т.п., по своей прочности на разрыв выдерживающие двойную массу швартуемого груза. Швартовочные тросы с заклинивающими
замками должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечивался свободный доступ в полете к замкам. При швартовке грузов текстильными стропами должны быть заранее намечены места, в которых они должны перерезаться перед сбросом. Грузы, по своей форме являющиеся телами качения (типа бочка), целесообразно скатывать вручную без применения колес и катков ("своим ходом"), в том числе при масседо 500 кг.
Десантирование парашютистов выполняется в соответствии с "Руководством по парашютно-спасательной подготовке гражданской авиации" (РПСП ГА).
Десантирование парашютистов с принудительным стягиванием чехла с купола парашюта вытяжным фалом ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Парашютные прыжки с принудительным раскрытием ранца со стягиванием чехла с купола вытяжным парашютом разрешается выполнять на скоростях горизонтального полета 140...250 км/ч.
На вертолете, предназначенном для парашютных прыжков, должны быть установлены ограждения на наружную ручку входной двери и обтекатель на зарядный штуцер амортизатора левой стойки. Прыжки с парашютом могут выполняться как одиночные, так и групповые. Временной интервал между прыжками должен быть не менее 1с при отделении парашютистов от вертолета на скорости более 140 км/ч и 2-3 с на скорости менее 140 км/ч.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ ОДНОВРЕМЕННО ЧЕРЕЗ ПРОЕМЫ ВХОДНОЙ ДВЕРИ И ГРУЗОВОГО ЛЮКА.
4а.11.2.ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
4а.11.2.1. При выполнении полетов по десантированию грузов вертолета
его экипаж должен состоять из КВС, второго пилота и бортмеханика (бортоператора).
4а.11.2.2. Основные обязанности членов экипажа вертолета указаны в
ШИТ ГА и РПСП ГА.
4а.11.2.3. Помимо основных обязанностей, указанных в НПП ГА, второй
пилот должен:
- рассчитать момент сброса грузов в зависимости от высоты, скорости полета и направления ветра (при сбросах плотов и лодок рекомендуется использовать "Инструкцию по воздушному десантированию плотов СП-12 и лодок
ЛАС-5М-3");
- корректировать наводку вертолета на "цель", подавая командиру необходимые команды: "НА ПРЯМОЙ, ЦЕЛЬ ЛЕВЕЕ (ПРАВЕЕ), ДОВЕРНУТЬ ВЛЕВО (ВПРАВО) 5 град., ИДЕМ ТОЧНО";
- подавать команды бортмеханику (бортоператору) : НА ПРЯМОЙ, ПРИГОТОВИТЬСЯ К СБРОСУ - непосредственно после выхода на курс сброса, СБРОС - в заранее рассчитанной точке траектории полета вертолета.
Перед выполнением прыжков 2/П дополнительно обязан:
- проверить правильность размещения парашютистов в грузовой кабине и знание ими команд и сигналов, подаваемых в полете;
- рассчитать точку выброски парашютистов.
4а.11.2.4. Помимо основных обязанностей, указанных в НПП ГА, бортме-
ханик должен:
- по команде второго пилота сбросить груз и убедиться, что груз отделился от вертолета (не произошло зацепление грузом или парашютом за конструкцию вертолета).
Примечания:.
1 . Вытяжные фалы парашютов и других систем (спасательных плотов, лодок и т. д.) должны крепиться с помощью карабина к швартовочным кольцам на полу грузовой кабины вертолета. При необходимости для удобства допускается удлинение вытяжных фал по сравнению с длиной штатных фал, однако длина наружной части фалы не должна превышать 2,5м.
2. Бортмеханик при выполнении сбросов должен иметь надетым страховочный пояс, поводок которого должен быть зацеплен карабином за один из швартовочных узлов на полу грузовой кабины таким образом, чтобы исключалось непреднамеренное переступание за обрез входной двери
или грузового люка, и постоянно следить, чтобы не быть зацепленным вытяжными фалами и элементами сбрасываемых грузов.
3. При сбросе груза с внешней подвески сброс по команде второго пилота производит командир вертолета нажатием на кнопку тактического или аварийного сброса груза.
При прыжках парашютистов бортмеханик дополнительно должен:
- перед полетом проверить наличие защитного кожуха на ручке входной двери и обтекателя на штуцере амортизатора левой стойки, а также наличие на борту сигнальных средств (флажков белого и красного цветов), ножа и фала
длиной не менее 6 м с карабинами на концах;
- в полете при отсутствии выпускающего выполнять его функции, подавать сигналы парашютисту флажками и оказывать помощь парашютистам в случае его зацепления и зависания на конструкции вертолета самостоятельно или
оказывать помощь выпускающему.
4а.11.3.ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ.
4а.11.3.1. Для обеспечения точного попадания грузов, сбрасываемых с вертолета в заданное место, необходимо тщательно изучить район сброса, для чего по прибытии в заданный район необходимо выполнить 2- 3 контрольных пролета над "целью" для осмотра места возможного приземления груза, уточнения направления ветра и выбора оптимального направления захода на
десантирование. Для более точного определения направления ветра у земли и качественной оценки его скорости рекомендуется сбрасывать на землю сигнальные дымовые шашки.
Пролеты выполняются на высоте 50-100 м с приборной скоростью полета 100-120 км/ч. Дымовая шашка может сбрасываться в одном из пролетов непосредственно над "целью".
При пролете над водной поверхностью дополнительно для определения направления ветра можно руководствоваться направлением движения волн, однако при этом необходимо иметь в виду, что ветер на высоте может не совпадать с направлением движения волн, что особенно важно при десантировании грузов с парашютами.
4а.11.3.2, Сброс грузов без парашютов рекомендуется производить с
высоты 20-50 м с приборной скоростью полета 60-100 км/ч и с висения через входную дверь или грузовой люк в зависимости от габаритов и массы груза, а также с внешней подвески. Максимальная точность попадания грузов достигается при висении вертолета.
4а.11.3.3. Сброс грузов с парашютами производится с высоты, обеспечивающий надежное раскрытие парашюта данной системы, в диапазоне скоростей по прибору 60-120 км/ч.
4а.11.3.4. Сбросы грузов ночью производятся с высоты не менее 50 м.
4а.11.3.5, Максимальная точность приводнения спасательных плавсредств (плотов типа СП-12 и лодок типа ЛАС-5М) обеспечивается днем при высоте полета 25-50 м на скорости по прибору 60-100 км/ч, ночью при высоте полета 50 м на скорости по прибору 60 км/ч, однако следует иметь в виду, что отсутствие повреждений плавсредств при ударе о воду обеспечивается наполнением их газом в процессе падения: СП-12 - с высоты 150 м, ЛАС-5М - более 100 м. Сброс плавсредств утопающим с висения не рекомендуется, так как струя от несущего винта вертолета пагубно влияет на спасаемых.
4а.11.3.6. Заход для сброса грузов, особенно плавсредств, рекомендуется строить против ветра. Плавсредства сбрасываются с таким расчетом, чтобы обеспечивался перелет "цели", и исключалось попадание плавсредеств на спасаемых.
4а.11.3.7. Порядок действия экипажа при десантировании грузов следующий :
- после выхода в район десантирования, определения места нахождения "цели", уточнения направления ветра выполняется вывод вертолета на курс сброса. Бортмеханик покидает свое рабочее место и занимает место у входной двери или люка;
- на курсе сброса (на прямой) КВС пилотирует вертолет, строго выдерживая курс, высоту и скорость полета; второй пилот подает команду бортмеханику: "ПРИГОТОВИТЬСЯ К СБРОСУ" , после чего корректирует траекторию движения вертолета, наблюдая за "целью", и при достижении заранее
рассчитанной точки сброса подает команду бортмеханику: "СБРОС"; бортмеханик по команде "ПРИГОТОВИТЬСЯ К СБРОСУ" расфиксирует или перерезает швартовку, проверяет правильность и надежность крепления вытяжных фал, докладывает командиру вертолета и второму пилоту: "К СБРОСУ ГОТОВ" и, придерживая груз руками, ожидает следующей команды. По команде "СБРОС", не задерживаясь, бортмеханик сбрасывает груз и докладывает КВС и второму пилоту: "ГРУЗ СБРОШЕН, ГРУЗ ОТДЕЛИЛСЯ".
Примечания:
1. Второй пилот перед подачей команды, "СБРОС" должен учесть запаздывание в действиях бортмеханика: при сбросе грузов массой 50-100 кг - 0,5-1 с,
100-300 кг – 1-3 с, 300-500 кг- 3-4 с.
2. При сбросе спасательных илотов типа СП-12, а также грузов удлиненной формы для сокращения времени на сброс рекомендуется бортмеханику по команде "ПРИГОТОВИТЬСЯ К СБРОСУ" выдвинуть груз на треть его длины за
обрез пола таким образом, чтобы центр тяжести груза оставался внутри вертолета.
4а.11.3.8. Вывод вертолета в точку десантирования парашютистов выполняется в соответствии с расчетам, изложенным в РПСП ГА.
4а.11.3.9. При выброске парашютистов после вывода вертолета в "точку" второй пилот должен доложить КВС "НАД ТОЧКОЙ". По этому докладу КВС подает команду "ПРИГОТОВИТЬСЯ", а бортмеханик по этой команде с помощью сирены подает короткий сигнал.
В случае, если бортмеханик выполняет функции выпускающего, по этой команде он должен покинуть свое рабочее место, открыть входную дверь, проверить крепление вытяжного фала парашютиста и, постоянно находясь на связи с КВС по СПУ, по команде "ПОШЕЛ" освобождать рукой путь к двери или преграждать по команде "ОТСТАВИТЬ".
При наличии выпускающего после подачи короткого сигнала сиреной для привлечения внимания парашютистов бортмеханик должен по команде "ПОШЕЛ" дать отмашку белым флажком, а по команде "ОТСТАВИТЬ" - отмашку красным флажком. При этом входная дверь вертолета должна быть открыта заблаговременно и закрываться после прыжка последнего парашютиста и уборки вытяжных фал.
4а.11.3.10.Для повышения точности выброски парашютистов целесообразно сбрасывать в расчетной точке пристрелочное приспособление (парашют с грузом-манекеном).
4а.11.3.11. В случае зацепления парашютом за конструкцию вертолета и
зависания парашютиста бортмеханик должен немедленно доложить о случившемся КВС и самостоятельно или совместно с выпускающим принять меры по удержанию парашютиста, висящего на парашюте. КВС при этом обязан уменьшить скорость полета вплоть до минимальной и, если позволяют полетная масса и рельеф местности, выполнить снижение с зависанием
на высоте 20 м с последующим плавным опусканием парашютиста на землю. После касания парашютистом земли произвести дальнейшее снижение вертолета с одновременным перемещением вправо.
При снижении и посадке вертолета необходимо следить за куполом парашюта, который под воздействием струи от несущего винта может попасть в несущий винт, и, при необходимости, принять меры по его гашению.
4а.11.3.12. Если посадка с предварительным зависанием невозможна,
бортмеханик совместно с выпускающим должны втянуть парашютиста внутрь вертолета. Если выпускающий отсутствует, помощь может оказывать второй пилот, покинув свое рабочее место.
4а.11.3.13. Если зависание парашютиста произошло вне зоны досягаемости из грузовой кабины (например, на колесе шасси) и он не может самостоятельно отделиться от вертолета или быть втянутым в вертолет, необходимо выполнить посадку в соответствии с п.4а.11.3.11.