Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых)

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru Цилиндрическая передача:

Ft – окружная сила

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

Fr – радиальная сила

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru Коническая передача:

Ft – окружная сила

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

Fr – радиальная сила

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

Fa – осевая сила

Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

  1. Материалы зубчатых колес.

Выбор материала зубчатых колес зависит от: назначения передачи; передаваемой мощности; окружной скорости; точности изготовления.

Основными материалами зубчатых колес служат термически обрабатываемые стали, так как они по сравнению с другими материалами лучше обеспечивают контактную прочность и прочность зубьев на изгиб.

В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев различают стальные зубчатые колеса:

1). твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru . Чистовое нарезание зубьев производят после термообработки (нормализации, улучшения). При этом получают довольно высокую точность изготовления зубьев без применения отделочных операций (шлифовки, притирки и т.д.). Стальные зубья твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru хорошо прирабатываются и воспринимают динамические нагрузки. Для выравнивания долговечности колес и лучшей прирабатываемости твердость зубьев шестерни принимают больше твердости зубьев колеса:

- для прямозубых передач Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru

- для косозубых передач Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru ,

где Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru – твердость зубьев шестерни по Бринеллю; Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru - твердость зубьев колеса.

Зубчатые колеса твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru применяют в мало- и средненагруженных передачах, а также в передачах с большими колесами, термическая обработка которых затруднена (в основном в мелкосерийном и единичном производстве).

Зубчатые колеса обычно изготавливают из качественных углеродистых сталей 35, 40, 45, 50 и легированных сталей 35Х, 40Х, 40ХН и др.

2). твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru (в этом случае используют шкалу Роквелла Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru , Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru ). Стальные зубья твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru плохо прирабатываются и нуждаются в высокой точности изготовления. Нарезание зубьев производят до термической обработки (вследствие высокой твердости заготовок после ТО (закалки ТВЧ, цементирования, азотирования, нитроцементации)). Причем некоторые виды термообработки вызывают коробление зубьев, поэтому для исправления формы зубьев применяют отделочные операции. При твердости колес Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru не требуется обеспечивать разность твердости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса.

С увеличением твердости рабочей поверхности зубьев допускаемые напряжения увеличиваются Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru раза (например, для стали 40ХН Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru МПа и Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru МПа - до и после термообработки соответственно), а нагрузочная способность - в Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru раза.

Зубчатые колеса твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru применяют средне- и тяжелонагруженных передачах при больших окружных скоростях (в основном в крупносерийном и массовом производстве).

Зубчатые колеса твердостью Силы в зацеплении зубчатых передач (прямо - , косозубых) - student2.ru обычно изготавливают из средне- и малоуглеродистых легированных сталей 40Х, 40ХН, 12ХН3А, 15Х, 18ХГТ, 38Х2МЮА и др.

Помимо сталей зубчатые колеса выполняют из чугунов и пластмасс.

Чугуны в основном применяют для изготовления крупногабаритных зубчатых колес тихоходных открытых передач (т.к. чугунные зубья могут работать при бедной смазке и хорошо сопротивляются заеданию). Основные недостатки чугунов - малые допускаемые напряжения и низкая прочность при ударных нагрузках. Чугунные колеса изготавливают из серого и модифицированного чугуна марок СЧ21, СЧ24, СЧ25, СЧ30, СЧ35.

Пластмассы применяют в быстроходных малонагруженных передачах, в приборах и небольших силовых установках. Пластмассовые зубчатые колеса (по сравнению с металлическими) хорошо воспринимают переменные нагрузки (амортизируют удары, гасят механические вибрации) и, следовательно, обеспечивают бесшумность работы передачи, имеют более низкий износ зубьев.

Наши рекомендации