Особенности расчета червячных передач по контактным и изгибным напряжениям
Так как червяки изготавливают из более прочного материала, чем венцы червячных колес, то на прочность проверяют только зубья колеса. Основные причины выхода из строя червячных передач - поверхностное разрушение, заедание и износ зубьев. Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев происходит в передачах с колесами, изготовленными из твердых бронз. Поломка зубьев главным образом происходит после их износа. В связи с тем, что поверхностное разрушение зубьев зависит от контактных напряжений, а поломка -от напряжений изгиба, червячные колеса рассчитывают на прочность по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.
Особенности расчета на контактную прочность.
По аналогии с расчетом зубчатой передачи наибольшее контактное напряжение определяют по формуле Герца:
При этом ρпр=ρ2, т.к. ρ1=∞ (витки червяка имеют профиль прямобочной рейки). Для бронзы Е =0,98∙105 МПа, а Епр = 1,33.105 Мпа.
После преобразования исходной формулы получают формулу проверочного расчета червячной передачи:
Решив уравнение относительно aw,получают формулу проектировочного расчета:
Коэффициент нагрузки КH принимают в пределах 1,1 ...1,3.
Допускаемые контактные напряжения для безоловянистых бронз и чугунов выбирают из условия сопротивления заеданию в зависимости от скорости скольжения:
[σ]2=300-25∙Vs (бронза); [σ]2=180-45∙Vs
Для оловянистых бронз допускаемое контактное напряжение выбирают из условия сопротивления материала поверхностной усталости:
Особенности расчета на изгибную прочность.
Этот расчет производится как проверочный. Вывод формулы аналогичен расчету зубьев цилиндрических косозубых колес. При этом в формулу вводят следующие поправки и упрощения. Зубья червячного колеса вследствие дуговой формы на 40 % прочней зубьев цилиндрического косозубого колеса. Особенности формы зуба червячных колес учитывает коэффициент формы зуба -УР. Причем он выбирается с учетом эквивалентного числа зубьев колеса:
,
Допускаемые напряжения изгиба для всех видов бронз:
25)Ременные передачи: достоинства и недостатки, классификация.
Ременная передача состоит из двух шкивов, закрепленных на валах, и ремня, охватывающего шкивы. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивами и ремнем вследствие натяжения последнего.
Достоинства:
- простота изготовления и обслуживания;
- плавность работы - смягчение толчков, бесшумность;
- малая стоимость;
- возможность работы с высокими частотами вращения;
- возможность автоматического предохранения от перегрузки за счет проскальзывания ремня;
- возможность передачи движения на значительные расстояния.
Недостатки:
- значительные габариты;
- неизбежность некоторого упругого скольжения ремня;
- повышенные нагрузки на валы и опоры;
- низкая долговечность ремня.
Ремни должны обладать достаточной прочностью, долговечностью, гибкостью, износостойкостью и определенной тяговой способностью, т.е. надежностью сцепления ремня со шкивами. По форме поперечного сечения применяются следующие разновидности ремней:
а)плоские ремни.Ремень в виде узкого прямоугольника.
Применяют следующие материалы:
- кожаные ремни. Обладают хорошей тяговой способностью и высокой долговечностью, хорошо переносят колебания нагрузки. Высокая стоимость кожаных ремней ограничивает их применение;
- прорезиненные ремни. Самыми распространенными являются прорезиненные ремни, состоящие из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, связанных между собой вулканизированной резиной. Их изготавливают трех типов: А, Б иВ. Резиновые прослойки повышают гибкость ремней и коэффициент трения между ремнем и шкивами. Ткань обеспечивает прочность и долговечность;
- хлопчатобумажные и шерстяные ремни. Применяются для передачи небольших мощностей;
б)Клиновые ремни.Имеют основное применение.Ремни бесконечной длины трапециевидного сечения.Входят в канавки шкива соответствующего профиля. Контакт по боковым стенкам.
Применяют ремни с различной структурой поперечного сечения. Слои шнурового корда являются основным несущим элементом ремня. Они располагаются в зоне нейтрального слоя для повышения гибкости. Тканевая обертка увеличивает прочность ремня и предохраняет от износа.Для передач общего назначения по ГОСТ 12841-80 изготавливают 7 типов клиновых ремней О, А, Б, В, Г, Д, Е, отличающихся размерами поперечного сечения;
в) круглые ремни.Изготавливаютют из кожи, капрона, хлопчатобумажных материалов. Применяют только для малых мощностей в приборах и машинах домашнего обихода;
г)поликлиновые ремни (ТУ 38-105763-84).Бесконечные плоские ремни с продольными клиновыми выступами на внутренней поверхности, входящими в кольцевые клиновые канавки в шкивах. Ремни сочетают достоинства плоских ремней - монолитность и гибкость, и клиновых - повышенную силу сцепления со шкивами.
Несущий слой ремней выполняют в виде кордшнура из химических волокон.
Усилия и напряжения в ветвях ремня. Критерии работоспособности ременных передач.